iPad в школу: брать или не брать?

Apple настойчиво пытается убить существующие бумажные учебники, заменив их своими планшетами. Преимущества очевидны: меньше весит, может вместить приличную библиотеку, приятнее в обращении, дети не будут забывать, поддерживает интерактив, стимулирует к учебе и многое другое. Очевидно, что лучшим подарком на первое сентября школьнику станет iPad. Брать или не брать?

slate

На самом деле, все дело в балансе. Так считает один из авторов TechCrunch, и поскольку МГУ и РГГУ не вошли в список «лучших университетов мира» по версии Apple, давайте рассмотрим ситуацию на примере американского типа образования.

iPad и школа — это история в стиле «кашу маслом не испортишь». Планшет очень хорошо вписывается в школу.

«Дети, у нас новенький. Знакомьтесь: iPad»

Давайте я расскажу вам о своем детстве. Я вырос в интересном месте в интересное время. Мой (относительно) небольшой городок был в часе езды от Сан-Хосе — достаточно близко, чтобы можно было почувствовать тепло распадающегося ядра Силиконовой долины, но достаточно далеко от того, чтобы удивляться ему. Если Купертино — сердце, мы были его аппендиксом. На каждого техномиллионера, который выбрал мой город для проживания, было два поколения местных жителей с мозолями на стертых в кровь руках. Ничего интересного.

К тому моменту как я закончил школу (92 год, кажется), компьютеры были отнюдь не редки в моей области. Конечно, они были не так распространены, как сегодня, но мне повезло попасть в область компьютерного бума конца 80-х, когда компьютеры стали очень хорошо проявлять себя в образовании. В большей части классов (но не во всех) был один компьютер, а учитель знал, как с ним обращаться. В университете компьютеры уже тесно вросли в учебные планы.

И спасибо центру небесам за это. Погружение в технологии стало движущим фактором к тому, кем я являюсь сейчас (@Grg). Первые уроки печати на клавиатуре сделали из меня тарабанящего монстра (я был словно запрограммирован для этой работы). Уроки по программированию в бейсике (BASIC), которые я прошел позднее, стали основой для работы программистом и веб-дизайнером. Раннее знакомство с миром технологий стало искрой, которая горит до сих пор. Эта искра — желание узнать как можно больше. Я принадлежу первому поколению, которое родилось с клавиатурой в руках, и я люблю его.

«Как это связано с iPad в школах?»

ibooks-2

Даже в моем маленьком городишке, который не так уж далек от альма-матер технологического мира, на пути компьютеров в школы было определенное сопротивление. Скептики бурчали что-то вроде нынешнего «я хочу, чтобы мой ребенок научился считать карандашом на бумаге», «оставьте школам писчую бумагу, в конце концов», «что если iPad станет костылем?», «пусть ребенок учит математику, а не нажимает на кнопочки». История движется по спирали.

Все это вопросы учебной программы, а не используемых инструментов. Если ребенок знает, как решить задачу (или что-то вроде того) с калькулятором (или в нашем случае, iPad), но пускает слюни, когда калькулятор забирают, значит, что-то не так в учебном процессе, а не потому что калькулятор когда-то изобрели.

Это не значит и то, что я научился складывать числа по причине отсутствия iPad в моем детстве. Все наоборот.

С подключенным устройством в руке я полубог. Со вселенной знаний на ладони я знаю кунг-фу все. Тридцать седьмой президент США? Пуц-пуц… Никсон! Проблемы с математикой? Математика у меня в руках. Медведь напал? Не переживайте ребята, я сейчас загуглю, что делать.

Заберите у меня мое устройство и я стану тенью прошлого себя. Десятичная система Дьюи? Мне все равно не нужна эта книга. Математические доказательства? Остались у математики. Оставьте меня посреди леса, и я найду еду до захода солнца.

Я как раз тот ребенок, о которых беспокоятся скептики. Но я спокоен и не виню свой компьютер, свой калькулятор или свой iPhone. Я не виню и своих учителей; мы все равно живем в странном и постоянно меняющемся мире. В конце концов, это я виноват в том, что я не могу вспомнить, как сделать то или иное, без своей коллекции гаджетов.

Подписываясь под всем вышесказанным, я правда верю, что вполне возможно — нет, необходимо — научить ребенка жить как с технологиями, так и без. Учите и давайте им самые сложные задания (что более важно, детям нужно понять основные принципы), а после — давайте им насладиться технологиями. Если привить ребенку чувство гордости за то, что он работает своей головой, возможно, все полученные знания не вылетят из нее после полученного диплома. Все дело в балансе.

«Но они будут их отвлекать!»

Да, будут! Вне зависимости от того, что вы положите перед ребенком, он будет искать повод отвлечься. Бумага и карандаш? Время помалевать. Научная книга? Надо посмотреть в оглавление и попытаться найти картинки с сиськами. Цветной калькулятор? То, что нужно!

Суть в том, что настоящее внимание состоит из двух половинок: вы либо интересуетесь, либо нет. Отвлекаться на iPad ничем не хуже, чем отвлекаться на что-нибудь еще. И опять же, все сводится к учителю и к тому, как он использует инструменты в своих руках. Если вы играете в Infinity Blade II на уроке на своем 9,7-дюймовом дисплее, видимо, учитель не обращает на вас внимания и ему глубоко все равно.

«Но какие возможности они дают на самом деле?»

Моментальная обратная связь, учитывающая стиль обучения ребенка. Физическая метафора в сенсорном прикосновении. Наслаждение от учебы, даже если ребенок не осознает, что он на самом деле учится. Возможность широкого выхода. (И немного по касательной — безопасность. Ребенку будет сложнее случайно испортить программное обеспечение на iPad, чем во время работы с компьютером под управлением XP с IE). Говорить, что планшеты не имеют преимуществ перед книгами или даже перед традиционными компьютерами, — недальновидно и узколобо.

«Но они столько стоят! Не каждая районная школа даже может позволить себе их!»

Технологии дорогие. Но также как не каждая районная школа получила компьютер сразу, также и с планшетами придется подождать. Те, кто могут позволить себе пойти на эксперимент — пойдут. Когда районные школы поймут, что это путь, в результате которого обучение станет лучше и качественней, они пойдут. Будет ли это означать по планшету на ученика, лабораторию с планшетами или даже один планшет для презентаций, при этом учебный процесс не застопорится. Использование нового механизма не отменяет все предыдущие учебные методы. Вне зависимости от объявления Apple, школьные учебники в ближайшее время останутся на своих местах.

(Ах да, в свете истории Apple со школами и мелкими деталями, которые выяснились вчера: если вы думаете, что Apple не найдет путь продвинуть iPad в школы подешевле, вы с ума сошли).

Планшеты, как и их старшие братья, настольные компьютеры, никуда не денутся. И сенсорные интерфейсы тоже. Для ребенка, который идет в детский сад в этом году, планшеты и другие портативные форм-факторы скорее будут такой же большой частью его жизни, как и другие вычислительные устройства. Если школа это образовательный институт, наш долг — окружить детей технологиями, которые будут помогать им по жизни. Мы должны научить их глубокому пониманию мира вокруг них, а также научить искать правильные и наиболее эффективные решения многих вопросов. Сделайте технологии средством повышения эффективности, а не средством достижения цели — найдите баланс.

Источник: techcrunch.com, автор: Грег Кумпарак (Greg Kumparak)