iTunes Store против аудиозаписей «ВКонтакте»: кто кого?

С открытием iTunes Store в России пользователи техники Apple буквально разделились на два лагеря. Одни утверждают, что теперь обязательно будут платить за музыку и скачивать ее легально, другие — не хотят изменять своим принципам и собираются продолжить слушать треки на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». Кто же в конце концов одержит верх в этой борьбе?

itunes

Прежде всего следует заметить, что интеллектуальный труд является такой же собственностью, как, например, iPhone или автомобиль. А за подобные вещи обязательно надо платить — не из уважения к исполнителю и его продюсеру, а потому что так правильно. Не будете же вы убегать с батоном хлеба из магазина ради пары лишних десятков рублей. А, собственно, почему?

Дело в том, что в реальной жизни ответственность за содеянные вещи прослеживается более четко, нежели в Интернете. В настоящем мире функционируют органы исполнительной власти, предусмотрены различные виды наказаний. А что мы видим в сети? Безграничный океан нелегального контента, который скачивают все, кому не лень: торренты набирают все большую популярность и, кажется, что конца всему этому не видно.

То же самое происходит и в социальной сети «ВКонтакте». Пользователь создает свою собственную медиатеку, состоящую из нескольких сотен треков, к которым он может получить доступ в любое время пребывания во Всемирной паутине. Поскольку популярность социальных сервисов растет все больше, многие люди уже не представляют свою жизнь без новостной ленты в том же Twitter. И это не совсем правильно.

Я не говорю, что слушать музыку на сайте «ВКонтакте» — плохо и аморально. Сам в свое время создал плейлист из нескольких десятков треков и периодически его пополняю. Но в данном случае «пиратом» меня назвать нельзя: большая часть музыки была приобретена легально через различные магазины некоторое время назад. Однако использовать социальные сети в качестве инструмента для открытого воровства контента — это уже наглость.

Причина здесь не только в недостаточном материальном обеспечении. Помню, когда еще девять лет назад приходилось долго копить определенную сумму на альбом любимого исполнителя — других вариантов просто не было. Не всем тогда приходило в голову загрузить в Интернет купленный альбом. Люди понимали, что на создание каждой пластинки уходит колоссальное количество труда и времени: поверьте, с тех пор ничего не изменилось. Исполнители, которые выпускают действительно качественную музыку, работают непрерывно целыми сутками.

Таким образом, у многих дома скопилась внушительная коллекция дисков и виниловых пластинок из прошлого века. Почему же в то время покупатели не могли прийти в музыкальный магазин, взять интересный альбом и выбежать, не сказав ни слова? Потому что они понимали, что совершают. Осознавали свое участие в таком ужасном преступлении, как кража.

Разве подросток, скачивая новинки фильмов с трекеров, может оценить всю тяжесть своего поступка? Нет. Такие вещи должны воспитываться с раннего возраста, а что станет теперь? Когда ребенок приходит с родителями в гипермаркет и просит купить коллекционное издание мультфильмов, они ему тихим голосов отвечают: «Вечером с рутрекера скачаем». Передавать свои недостатки подрастающему поколению никак нельзя.

Не стоит забывать, что, в первую очередь, «ВКонтакте» создавалась как социальная сеть, а не как агрегатор контента. Конечно же, видео и аудиофайлы прибавили сайту несколько миллионов пользователей, обеспечив руководству бесконечные судебные разбирательства с правообладателями. Как утверждает Павел Дуров, основатель и генеральный директор «ВКонтакте», российские пользователи пока не хотят платить за музыку.

Я действительно не веду переговоры с теми, кто всерьез намеревается продавать музыку в России. Потому что эта механика обречена; рынок музыки в СНГ коллапсирует, и дальше будет только хуже. Мы несколько раз исследовали рынок музыки и его эластичность: в России не готовы платить за скачивание музыки и копейки. Зато готовы платить огромные суммы за посещение концертов; это выгодно — они зарабатывают здесь колоссальные деньги на концертах, частных и массовых.

В чем-то Дуров прав. Мы действительно живем в особое время, когда происходит смена монетизации музыкального рынка — основная прибыль исполнителей идет именно с концертов. Но здесь вопрос не столько в деньгах, сколько в моральных принципах отдельного человека. Это не оправдывает тех, кто прямо сейчас скачивает с торрентов альбом известной группы.

Пока архитектор социальной сети придерживается такой позиции, от многих пользователей не приходится ожидать других решений. Как известно, «ВКонтакте» старается действовать по принципу Apple — мол, мы сами знаем, что нужно клиентам и покупателям. Так было и с внедрением микроблога вместо обычной стены, и с другими значительными нововведениями.

Остается надеяться, что лагерь пользователей легального музыкального контента постепенно будет пополняться. Одна из главных предпосылок для этого — приход iTunes Store в Россию. Но пока у «ВКонтакте» такое крупное конкурентное преимущество, на победу можно и не рассчитывать.

Магазин iTunes