Крадущийся тачскрин, затаившийся стилус

Недавно Девин Колдуэй (Devin Coldewey) с ресурса TechCrunch получил письмо от компании Atmel, одного из ведущих производителей сенсорных панелей, в котором был вопрос, мол, не хотел бы он посмотреть последнюю разработку: новый активный стилус, который работает с усовершенствованными тачскринами, наряду с обычными движениями пальцев. Он отказался. Его это не заинтересовало. В чем подвох?

header

Недавно мы выкладывали рассуждения одного из разработчиков пользовательского интерфейса устройств компании Apple на тему того, что принцип действия тачскринов и ставшая привычной технология управления пальцем — тупик. В этот раз речь будет в защиту стилуса. Дальнейшее повествование пойдет от первого лица.

Atmel показала несколько других веб-сайтов, и я задумался (хоть и немного виновато), что должен хотя бы посмотреть видео. И я посмотрел. И не впечатлило.

Не смотря на то, что являясь товаром третьего сорта в мире емкостных сенсорных экранов, стилус был публично осмеян самим Стивом Джобсом, пока рано отправлять его в мир устаревших технологий вроде флоппи-дисков и ЭЛТ-мониторов. И вот почему мы не можем так поступить.

Самый первый стиль, стило (styli), говоря по правде, был придуман римлянами [Википедия шепчет: древними греками]. Они же и ввели это слово. В то время клинопись была представлена самым примитивным стилусом, и его с большим успехом можно было применить для соскабливания мозга из кости животного и тому подобное. Секрет в том, что очень долгое время элементарный стилус предлагал массу преимуществ и предлагает их по сей день.

erasmus

Во-первых, стилус усиливает ваш ввод. Со стилусом вы получаете возможность делать быстрые и точные движения разной величины, от запятой до звезды. Никогда не задумывались, почему никто не пишет пальцем? Усиливая небольшие, но точные движения, вы прежде всего получите ровный и красивый почерк, а также сможете нарисовать рисунок или картину, не отличимую от фотографии. Даже если вы разводите кашу-малашу в грязи, вырисовывая там кренделя, вы делаете это палкой.

Во-вторых, стилус ослабляет ваш ввод. Это кажется противоречивым, но именно это является ядром того, что делает стилус, перо или ручку таким мощным средством письма. В то время, как вы усиливаете движения за счет большего радиуса вращения кончика, вы также можете более точно управлять им за счет системы гамма мотонейронов. Если я правильно понял, это что-то вроде глобального контроля напряжения в опорно-двигательном аппарате, с помощью которого вы усиливаете напряжение в мышцах, чтобы иметь полный контроль над ними. Вы никогда не замечали, что в момент предельной концентрации или напряжения сжимаете челюсты или напрягаете мышцы шеи совершенно бессознательно? Эта же гамма-система работает во время письма. Попробуем представить себе человека, который что-то сосредоточенно пишет, поджав губы или раздувая ноздри.

Эту систему мы используем, когда рисуем и пишем. Видели, как крепко некоторые люди сжимают ручку или карандаш? Так, что кожа натягивается на костяшках пальцев, а сами пальцы белеют. По мере повышения напряжения, гамма-система используется для микроконтроля мышц, чтобы с их помощью совершать точные и быстрые движения.

В-третьих, вы можете видеть, что находится под стилусом. Это очень важно для художников, конечно же, но также представляет собой момент обратной визуальной связи. Вы всегда можете сказать, к чему прикасаетесь. С пальцем такое не прокатит, вы можете промахнуться, а играя в игрушки наверняка нередко замечали, что пальцы заслоняют собой добрую площадь игрового пространства. При работе стилуса, пера или курсора вы увидите точное место вашего ввода.

pentypea-1

Сложно отрицать преимущества и прелести сенсорного экрана. Но вы понимаете, что эти преимущества сложно назвать преимуществами 20 века перед поколением, которому нужна ручка и бумага, чтобы что-то записать. Хирург использует стилус для выполнения операции. Художник использует мягкий стилус, чтобы делать легкие штрихи. Мы все используем стилусы и палочки для того, чтобы есть китайскую еду. Умение держать стилус не появляется вместе с человеком, это фундаментальное дополнение к его физиологии.

Почему же Джобс плюнул и обошел стилус стороной? За некоторое время до того, как появился iPhone, стилус был единственным вариантом. Емкостные экраны на то время были слишком дорогими, либо недостаточно тонкими. Резистивные экраны предлагают хорошую альтернативу D-Pad навигации, но лучший способ взаимодействия с ними — как раз-таки стилус, а не палец. Джобс не был против стилуса, он был против старого решения проблемы, такого решения, которое не порадует людей новизной. Форм-фактор мобильных телефонов таков, что стилус представляет собой не лучшее решение, если оно безальтернативно. С другой стороны, есть много случаев, где мышка и трекпад придутся более уместно.

courier8

Можно вспомнить устройства Couerier и Noteslate, оба которые вышли из пены энтузиазма. Идея была такова: что-то вроде бумажной записной книжки следующего поколения, стилус и все. Вы записываете что-то, что-то выделяете, помогаете пальцем, если нужно. Если нужно, используете стилус. Кто-то может сказать, что это скорее шаг назад, нежели вперед. Продукт, который цепляется, мол, за устаревшие представления о взаимодействии человека с информацией. Но погодите, устаревшие по сравнению с какой точкой отсчета? Сегодня? Означает ли это, что собеседник полагает, что 20 лет спустя мы все еще будем использовать 10-дюймовые стеклянные экраны, лениво водя по ним пальчиком и делая щипок для приближения? Такая узколобость может свидетельствовать только о том, насколько близоруки современные устройства, если не используют природные жесты в качестве вводных команд, и не могут сгибаться. Мы видели, что может предложить Kinect, это впечатляет похлеще, чем статичное окно плоского планшета.

Вернемся к нашим баранам. Решение Atmel стало далеко не тем, что мы хотели увидеть. Улучшения если и есть, то незначительные. Карандаш и кусок бумаги — вот предел мечтаний, но до такой иллюзии современным механизмам пока далеко. Что должно случиться, прежде чем стилус вновь станет полезным?

synap2-6

Я видел одну штуку на Mobile World Congress в Барселоне, это была тач-система от заклятого врага Atmel — компании Synaptics, и она заставила меня поморщиться. Емкостный экран, который распознает как проводящие, так и непроводящие элементы (например, перчатка или стилус), но пассивно, в отличие от решений Atmel и других компаний. Есть и существенные недостатки.

Задержка была уменьшена за счет объединения сенсора прикосновений с сенсором дисплея. Вы наверняка заметили, что когда пишешь ручкой, линия появляется моментально. То, что этого не происходит при работе стилуса на экране, сильно дезориентирует. Вы не можете проверить свои маленькие движения, придется ждать, пока среагирует машина. Небольшая задержка — правильный шаг в этом направлении, это единственная область, где высокочастотный дисплей может стать полезным.

Разрешение тоже важно, как и во многих других вещах, где речь идет о точности и дизайне. Когда я рисую короткие штрихи и сглаживание делает их похожими на маленькие молнии, я сдаюсь. Слухи о том, что грядет iPad с огромным разрешением, прекрасны, но они не помогут стилусу, поскольку Apple сделала себе прививку от стилусов, не знаю, правильно или нет. Однако, Apple не делает дисплеи своими силами, поэтому экраны с большим разрешением вновь могут стать полезными для письма.

Как экосистема прикосновений, так и люди, работающие в этой системе, должны понимать, насколько ограничены. Сейчас система управления пальцем в приоритете, и большинство моделей оптимизируются под эту систему. Но есть же и границы, например, где взаимодействие человека со смартфоном типа iPhone станет бесполезным.

msftbezel

И хотя для печати, например, хоть и болезненно, но были придуманы вполне приемлемые варианты — те же съемные клавиатуры, стилус нервно курит в сторонке. Для любого типа действий, где нужны точные движения, вроде иллюстрации, емкостный экран бесполезен. Нам нужна обратная связь, которой нет. Наше взаимодействие с планшетами и смартфонами в большинстве своем грубо и неточно, и целые интерфейсы (iOS тому свидетель, очень многие говорят, что ставка сделана на простоту, а не на элегантность) были построены не вопреки, а на этой основе.

У нас есть много проблем, и мы постоянно ухищряемся мелкими мазками зашпатлевать эту дыру. В конце концов, привычный сегодня метод будет признан ограниченным. Рано или поздно кто-то будет стоять на сцене, как Джобс, и спрашивать: «Почему мы до сих пор тыкаем в наши иконки приложения так же, как в детских садах рисуют дети?». Кроме того, этот технический мессия покажет нам наше скудоумие в выборе интерфейса. Будет ли это Atmel? Synaptics? E-Ink? Microsoft?

Кем бы он ни был, его пока нет. Стилус сегодня, допустим, нецелесообразен по ряду причин, начиная дизайном и заканчивая технической реализацией. Но по мере того, как прикосновение, тот самый тач, будет заходить в тупик, тоска пользователей, загнанных в угол, будет расти. Мышь въехала на осле в 80-х. iPhone снизошел к нам пару лет назад, убрав мыши на задний план. А стилус? Если мы на самом деле истратили его ресурс как механизма для письма, он уже не вернется, но я думаю, об этом рано говорить.

Стилус вечен, как клин, колесо, снаряд. Мы изобретем письмо заново и не один раз. Когда технология догонит ручку, ручка будет готова принять ее.

Источник: TechCrunch, Devin Coldewey