Почему Apple предпочитает работать с зарубежными производителями

В прошедшую субботу издание The New York Times опубликовало подробную статью о зарубежном бизнесе Apple – о гибкости, доступности квалифицированного персонала и других выгодах размещения предприятий за рубежом, с эксклюзивными комментариями бывших и существующих руководителей компании.

Jobs

Статья основана на интервью с тремя с лишним десятками бывших и настоящих сотрудников и подрядчиков Apple, а также на выводах

«экономистов, производственных экспертов, специалистов по международной торговле, технологических аналитиков, ученых-исследователей, сотрудников компаний-поставщиков Apple, конкурентов и корпоративных партнеров, а также правительственных чиновников».

В отчете указано, что Apple придерживается убеждения, что зарубежные производства предлагают масштаб, гибкость, трудолюбие и квалифицированный персонал, который больше не могут обеспечивать американские заводы-производители.

Авторы статьи Чарльз Дахигг (Charles Duhigg) и Кейт Брэдшер (Keith Bradsher) вспоминают также случай, произошедший в феврале прошлого года во время ужина президента США Барака Обама (Barack Obama) с со-основателем Apple Стивом Джобсом и несколькими другими самыми яркими представителями технологической отрасли. Обама тогда спросил Джобса, почему Apple не может вернуть свои производства обратно в США, на что Джобс откровенно ответил –

«те предприятия не возвращаются».

Несмотря на то, что на территории США работает 43 тысячи сотрудников Apple, что вдвое больше, чем за рубежом, некоторые критикуют компанию за то, что она создает недостаточно рабочих мест в своей стране. В докладе отмечено, что дополнительно около 700 тысяч человек работают с продукцией компании Apple через сеть подрядчиков, и большинство из них находятся за пределами США.

«На примере Apple видно, почему так трудно создавать рабочие места для среднего класса на территории США»

— отмечает Джаред Бернштейн (Jared Bernstein), бывший экономический советник Белого Дома.

Однако, как отметили представители руководства компании, перемещение производства за рубеж является для них единственным вариантом. Бывший топ-менеджер Apple привел пример и рассказал, что в преддверии релиза оригинального iPhone посреди ночи были разбужены около 8 тысяч сотрудников, которым предстояло поставить в смартфоны стеклянные экраны – деталь, о существовании которой было принято решение «в последнюю минуту». В течение всего нескольких дней заводу удалось нарастить объемы производства до 10,000 единиц iPhone в день.

«Такая скорость и гибкость впечатляют. В Америке нет ни одного завода с подобными характеристиками»

— сказал представитель компании.

Как сообщают источники, причиной таких экстренных действий стало решение Джобса, принятое им всего за несколько недель до запланированного релиза iPhone. Он якобы заметил на экране прототипа смартфона царапины от ключей, находящихся в его кармане вместе с устройством.

«Я не буду продавать продукт, на котором появляются царапины. Я хочу идеальный стеклянный экран, и я хочу получить его в течение шести недель»

— сказал тогда Джобс на собранном заседании. Один из членов руководства компании покинул заседание и быстро забронировал билеты на рейс в Шэньчжэн, Китай, для экстренного решения данной проблемы.

Бетси Стивенсон (Betsey Stevenson), до прошлого года занимавшая пост главного экономиста Министерства труда США, говорил, что раньше американские компании считали приоритетным работать с американскими кадрами, даже если это означало более высокие затраты.

«Теперь этой тенденции нет. Прибыль и эффективность стали важнее великодушия».

Однако не все согласны с ее выводами – многие считают, что работников с необходимыми навыками среднего уровня в Америке просто не хватает. Один из топ-менеджеров Apple, говоря о решении Apple производить смартфоны iPhone за границей, отметил, что готовое устройство фактически продается более, чем в 100 странах.

«Мы не обязаны решать проблемы Америки. Наше единственное обязательство – сделать как можно лучший продукт»

— сказал он.

«Нас не нужно критиковать за использование труда китайских рабочих. Соединенные Штаты Америки перестали производить людей с нужными нам навыками»

— рассказал изданию один из текущих руководителей Apple.

Тем не менее, компания гордится тем фактом, что создает свою продукцию в своей стране – Стив Джобс, к примеру, в интервью для Times в 1984 году сказал, что первый Macintosh стал «машиной, сделанной в Америке».

Тим Кук, бывший операционный директор Apple и глава компании в настоящем, занимался развитием зарубежных цепочек поставок Apple. Один из бывших высокопоставленных членов руководства компании говорил, что Кук решил перенести большую часть производства в Азию, так как это поможет «нарастить объемы и скорость производства», и «азиатские сети снабжения значительно превосходят американские».

Другой топ-менеджер Apple сообщил следующее:

«Вся цепочка поставок сейчас находится в Китае. Вам нужны тысячи резиновых уплотнителей? Этот завод находится по соседству. Нужны миллионы винтов? Этот завод – через квартал. Хотите, чтобы винт был немного изменен? Пожалуйста, через три часа все будет готово».

Производственный партнер Apple компания Foxconn стала настоящим гигантом в индустрии. По приблизительным оценкам, она собирает около 40% объемов потребительских электронных устройств.

«Они легко могли бы нанять 3,000 человек за одну ночь»

— говорит Дженнифер Ригони (Jennifer Rigoni), которая работала в Apple менеджером по международным поставкам до 2010 года.

«Какой американский завод может найти 3,000 человек ночью и убедить их при этом жить в общежитии?».

Согласно докладу, руководство компании подсчитало, что ей необходимо 8700 инженеров, которые будут осуществлять контроль и руководство над 200 тысячами конвейерных рабочих, участвующих в производстве iPhone. За 15 дней необходимое количество нужных специалистов было найдено – аналитики компании предположили, что для выполнения этой задачи в США потребовалось бы все 9 месяцев.

Экономисты ожидают, что американская экономика будет адаптироваться и найдет альтернативу среднему классу зарубежных рабочих, но они предупреждают, что некоторые работники, особенно старшего возраста, могут остаться «за бортом» в этот переходный период.

«В конечном счете, новый средний класс рабочих появится – но будет ли кто-нибудь из тех, кому уже за 40, обладать нужными для этого навыками и качествами? Или они никогда не смогут попасть в эту категорию, и их обойдут новые выпускники и молодые специалисты?»

— говорит Лоуренц Кац (Lawrence Katz), экономист Гарвардского университета.

Со своей стороны, Apple добивалась от правительства разрешения налоговых каникул, которые позволили бы ей и другим американским корпорациям вернуть «домой» денежные средства из-за рубежа. Группа американских лоббистов WIN, которую поддерживает Apple, утверждает, что подобные меры помогли бы создать больше рабочих мест в США. Две трети из наличных резервов производителя iPhone (в целом сумма составляет около $81 миллиарда) в настоящее время находится за границей.

Источник: appleinsider.com