Подонок / The Jerk

Как и все интересующиеся технологиями люди, я прочитал биографию Стива Джобса по Уолтеру Айзексону. Параллельно с этим я изучал реакции на книгу. Особенно ярко выделялась вот эта: «Ух ты, Стив Джобс был подонком». Те, кто следил за Apple в течение многих лет, наверняка слышали десятки, если не сотни историй о том, что Джобс ругал сотрудников. Айзексон швырнул пригоршню таких историй в массы, благодаря чему некоторые люди моментально сделали неправильные выводы.

jobs

Дело вот в чем: в мире технологий полно подонков.

Я задумался об этом после того, как прочел заметку Роберта Скобла (Robert Scoble) под названием «Почему в последнее время я критически подхожу к стартапам». Скобла можно назвать разными именами, в зависимости от того, кто спрашивает. Но не думаю, что Скобла можно назвать подонком. Напротив, многие согласятся с тем, что он довольно мягкотелый. Он любит говорить о стартапах так, как будто они восьмые чудеса света. («Социальная сеть, в которую можно залить картинки с едой? Класс! Супер! — Ну да, я немного преувеличиваю…»). Это здорово на пять минут, а потом реальность берет свое, и карета превращается в тыкву.

Вот почему я считаю, что заметка Скобла, в которой изложены эти мысли, очень важна. Даже он начинает осознавать, что быть китайским болванчиком, который кивает, говоря «да», бесполезно. И что стартапам и технологическим компаниям нужны инъекции реальности.

Истина в том, что чертовски приятно быть положительным человеком, а не подонком. Ты классный чувак, у тебя везде найдется друг, к твоим словам прислушиваются, и ты поднимаешь настроение одним своим видом. Подонок в любой ситуации будет чувствовать себя неловко. Сложно найти компромисс. Неудобно и плохо для всех.

Но я думаю, последняя модель поведения в гораздо большей степени полезна, чем первая. Думаю, Скобл бы согласился со мной. И Стив Джобс тоже.

Очевидно, что Джобс впадал в крайности. Некоторые говорят, что он выплескивал негатив на людей только потому, что мог себе позволить, ну или потому что у него были свои тараканы в голове. Другой вариант определения — социопатия. Я считаю, что вне зависимости от того, было ли оправдание абразивности Стива Джобса, она несла пользу. По крайней мере, на рабочем месте.

Сказав «дерьмо» вне зависимости от того, как сделана работа на самом деле, вы заставите людей взглянуть на свои действия с другой стороны. И с третьей. В итоге получится хороший результат.

Есть также несколько историй о том, что Джобс говорил людям, что их идея «дерьмо» — и они возвращались через несколько дней с той же самой идеей. Вполне возможно, что Джобс осуждал затею или результат по умолчанию, даже не задумываясь о почве под своими словами.

Полезно ли это? Где-то глубоко сидит истина о том, что ничто не идеально. Что-то всегда может быть лучше. И люди, с головой уходя в свой продукт или идею, забывают о перспективе, теряют ее. Они могут верить, что их работа совершенна, — ну или хотя бы представляет собой максимум того, на что они способны. Но часто это не так. Они могут и лучше, все дело в мотивации.

Слово «да» несет в себе нулевую мотивацию:

«Что скажете?» — «Это бесподобно!» — «Отлично, работа выполнена».

Подонок поведет себя иначе:

«Что скажете?» — «Дерьмо». — «Ох… Хм. Что бы исправить?»

Как ни странно, все это напомнило мне о моих первых днях в TechCrunch. Я что-то опубликовал, и Майк Аррингтон (Mike Arrington) сказал мне, что история отвратительна. По правде говоря, позже я узнал, что он, вероятно, ее даже и не читал. Может он вообще не видел ее. Может быть, он видел чей-то негативный отзыв в твиттере. Более того, возможно проблема была в том, что никто вообще ничего не сказал. Неважно. Все это мотивирует людей быть лучше. И я стал лучше работать тоже. Как публицист мира технологий, вы можете часто быть окружены льстецами. Что вам нужно, так это противоположности для мотивации.

То же самое верно для стартапов. Особенно сейчас, когда найти отличное финансирование не составляет труда. Есть толпа мужиков, которые кричат «да». Этой толпе пригодилась бы парочка подонков.

И это же сработает в более широком технологическом пространстве. Apple стоит особняком с тем, что она сделала за последние несколько лет, хотя обычно мало руководствуется взглядом со стороны перед тем, как выпустить продукт на рынок. Компании это не нужно, у нее ведь был Джобс. «Это дерьмо», — значит, пока не готово к запуску. Будет интересно посмотреть, как компания будет выкручиваться в эпоху после Джобса. Что будет делать Apple без того, что делал Джобс?

Надеюсь, не так, как Google — компания, известная тем, что дает попробовать свои продукты перед стартом. Там работают мужики, которые говорят «да». Google Wave — отличный продукт для внутреннего использования, Google Buzz, думаю, тоже. Что было бы с этими продуктами, если бы кто-то браковал их на всех этапах становления? Что-то в разы лучшее.

Google+ — огромный шаг для компании, и сервис на самом деле очень неплох. Частично это может быть потому, что софтверный гигант устроил обратную связь и услышал честные комментарии. Нет, не думаю, что Джобс был среди тех, кто забраковал Google+. Правда или нет, но я слышал, что первоначальный вариант социальной сети называли «дерьмом». Видимо, обратная связь сработала.

В каждой компании должен быть свой подонок.

bite_that_apple

Источник: TechCrunch.com

Автор: MG Siegler

Стив Джобс