[3] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

[1] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна
[2] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Хотя основное внимание Джобса было сосредоточено на Macintosh, он хотел разработать целостный язык дизайна для всех продуктов Apple. Для этого он объявил конкурс по выбору дизайнера мирового класса, который должен будет стать для Apple тем, чем стал Дитер Рамс для компании Braun. Победителем стал Гельмут Эсслингер – немецкий дизайнер, которому обязаны своим обликом телевизоры Sony Trinitron.

[3] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Хотя Эсслингер был немцем, он предложил «добавить в ДНК Apple ген «рожден в Америке», который обеспечит компании «калифорнийский аромат», вдохновленный «Голливудом, музыкой, некоторой степенью бунтарства и естественной сексуальностью». Его руководствующий принцип звучал так: «Форма движет эмоцию». Это была игра слов, основанная на максиме о том, что форма движет функциональность. Облик, который он разработал для продуктов Apple в 1980-х, включал в себя белые корпусы, закругленные изгибы, а также линии тонких бороздок, служивших как для вентилирования корпуса, так и как декоративные элементы.

Одержимость Джобса дизайном имела и негативные стороны. Излишние затраты на производство и задержки запуска продуктов, обусловленные его желанием реализовать свои креативные идеи, в конечном итоге стали причиной его увольнения из Apple в 1985 году. Далее последовало несколько сокрушительных поражений, связанных с продуктами его новой компании NeXT. Когда в 1997 году его попросили вернуться в Apple, он усмирил некоторые свои инстинкты и научился идти на ощутимые компромиссы. Однако на его убежденности в том, насколько важен в продукте дизайн, это никак не отразилось. Эта убежденность позволила продуктам Apple выделяться из толпы угловатых и унылых компьютеров бежевого цвета и таких потребительских устройств, как музыкальные плееры и телефоны, которые выглядели так, будто их разработали в Узбекистане.

[3] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

После своего назначения на должность генерального директора в 1997 году Джобс собрал топ-менеджеров, чтобы дать слова напутствия. Среди присутствующих был тридцатилетний британец, влюбленный в свою работу. Он возглавлял отдел дизайна. Джонатан Айв, или как его всегда называли Джони, в тот момент уже собирался покинуть компанию. Его раздражала новая стратегия компании, направленная на увеличение прибыли, а не на улучшение дизайна продуктов. Однако Речь Джобса заставила его пересмотреть свое мнение. «Я четко помню, как Стив сказал: «Наша цель – не только зарабатывать деньги, но и делать прекрасные продукты, — вспоминает Айв. – Решения, принятые на основе этой философии, сильно разнятся с теми, что мы принимали в Apple до этого». Вскоре Джобс и Айв сблизились, положив тем самым начало величайшему сотрудничеству в области промышленного дизайна своей эпохи.

Как и большинству дизайнеров, Айву нравилось анализировать философию продукта и шаг за шагом идти по пути к конкретному дизайну. Стив же, опираясь на интуицию, отбирал модели и эскизы, которые ему нравились, и отклонял те, которые не нравились. Айв принимал замечания и продолжал работу с концептами, благословленными Джобсом. В Айве Джобс увидел единомышленника в своих поисках настоящей, а не поверхностной простоты. Сидя в студии дизайна, Джонатан рассказал о философии своего начальника:

«Почему мы считаем, что «простой» значит «хороший»? Потому что когда ты работаешь с материальными вещами, важно ощущать, что ты их контролируешь. Упрощая запутанные вещи, ты заставляешь продукт слушаться тебя. Простота – это не только визуальный стиль, минимализм и отсутствие беспорядка. Чтобы добиться простоты, необходимо докопаться до самых глубин сложности. Чтобы стать по-настоящему простым, тебе нужно дойти до настоящих глубин. Если ты, к примеру, планируешь избавиться от винтиков в продукте, то ты можешь в результате получить на выходе чрезвычайно сложное и запутанное устройство. Намного лучше будет, если ты попытаешься глубоко вникнуть в саму сущность продукта, и только тогда ты поймешь, от каких деталей можно безболезненно избавиться»

Это было основным мнением, которое Джобс и Айв разделяли: дизайн заключается не только во внешнем виде продукта, но и в его сущности. В результате процесс создания дизайна был соединен с работой инженеров. Вот как Айв описывает одну из моделей Power Mac: «Мы хотели убрать все лишнее и оставить только самое важное. Для этого требовалось постоянное взаимодействие между дизайнерами, инженерами, разработчиками и отделом производства. Вновь и вновь мы возвращались к самому началу. Нужна ли нам эта часть? А может ли она выполнять функции четырех других?».

[3] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Несмотря на веру Джобса в то, что промышленный дизайн и инженерская работа должны быть частью одного и того же процесса, иногда наблюдалось некоторое напряжение, связанное с тем, что Джобс отделил в своей компании команду дизайнеров от команды инженеров. Дизайнерами руководил Айв, в то время как инженерную команду возглавлял Джон Рубинштейн, который некогда был начальником Айва. Усугубляло ситуацию то, что эти двое не особо любили друг друга и иногда во время яростных споров они были близки к тому, чтобы начать распускать кулаки. В большинстве компаний та работа, которую проделывают дизайнеры, проектируя внешний вид продукта, ограничивается работой инженеров, которые принимают решения относительно технической возможности реализации задумок. Джобс же стремился осуществлять этот процесс ровно наоборот. В ранние годы существования Apple Джобс одобрил внешний дизайн корпусов Apple III и Macintosh, после чего сказал, чтобы инженеры думали над тем, как уместить в них платы и другие компоненты.

После того как его уволили, процесс разработки продуктов в Apple возглавили инженеры. «Инженер говорил: вот внутренние детали – процессор и жесткий диск, а потом отдавал их дизайнерам, чтобы они разместили их в коробке, – говорит вице-президент Apple по маркетингу продуктов Фил Шиллер. – Если работать так, то на выходе получаются ужасные продукты». Но когда Джобс вернулся, и между ними с Айвом образовалась прочная связь, баланс опять был смещен в сторону дизайнеров.

«Стив непрерывно пытался убедить нас в том, что дизайн является неотъемлемой частью того, что сделает нас великими, – говорит Шиллер. – На этот раз работа дизайнеров вновь стояла выше работы инженера, а не наоборот».

По материалам Smithsonianmag.com

vinni
Алексей Винницкий
AppleInsider.ru

Дизайн AppleСтив Джобс