Интервью Тима Кука журналу Businessweek. Часть 2

Интервью Тима Кука журналу Businessweek. Часть 1

Businessweek: Вы кажетесь невероятно ответственным человеком. Это так на самом деле?

Я обожаю Apple. Львиную долю своего времени я уделяю именно ей. Можно даже сказать, что я живу компанией. И знаете, я чувствую не только любовь к Apple, но и ответственность за неё. Apple – это сокровище. Мне кажется, это самая невероятная компания в мире, и я хочу целиком и полностью посвятить себя ей, чтобы она полностью раскрыла свой потенциал и достигла невиданных высот.

Tim Cook's Freshman Year The Apple CEO Speaks - Businessweek

Businessweek: Ничего не всплывает так быстро, как детали биографии генерального директора. Все говорят о том, что вы родом из состоятельной южной семьи, болеете за футбольную команду «Оберн», всегда первым приходите на работу и всегда последним уходите. Это нельзя назвать отрицательными качествами, но вот вы сами согласны с такой информацией, или считаете её немного искаженной? Если да, то могли бы её поправить?

На мой взгляд, когда вы начинаете читать о самом себе, то любая книга или статья почти всегда будет похожа на карикатуру. Складывается ощущение, что вы читаете о ком-то другом. Наверное, спрашивать обо мне лучше окружающих, а не меня самого. Я ненавижу говорить о самом себе. Это точно не входит в список вещей, которые я делаю часто, или делаю хорошо. Я вообще стараюсь этого не делать.

Знаете, я бы назвал человека, о котором вы читаете, роботом. В этом, наверное, есть что-то хорошее! (смеётся) На ум сразу приходит присущая роботам дисциплинированность. Но у роботов нет эмоций. Знающие меня люди не могут обо мне такого сказать. Нет, я, конечно, не лезу обниматься при каждом удобном случае, но это ещё не значит, что я бесчувственный человек. Обниматься – значит выражать свои эмоции, но ведь можно этого и не делать. Вот как-то так.

Businessweek: Сколько у Apple сейчас продуктов?

Скажем так: мало. Все наши продукты можно уместить на одном столе. Если присмотреться, то у нас всего четыре iPod, два основных iPhone, два iPad, и несколько «Маков». Вот и всё. И мы вечно, словно психи, спорим на тему того, что делать дальше. Мы не можем себе позволить кучу каких-то продуктов только потому, что они хорошие и забавные. Только лучшее.

Это один из наших основных принципов. Мы будем выходить на новый рынок только если у нас будет уверенность, что мы действительно можем что-то привнести. Привнести в жизнь общества. Вопрос вовсе не в деньгах. Знаете, мы хотим обогащать жизни людей, а не обогащаться сами. Заработок – это для нас, скорее, побочный продукт, а не Полярная звезда.

Businessweek: Чем вы руководствуетесь, выбирая между обновлением продукта или созданием новой линейки?

Мы долгое время дискутируем, спорим, обсуждаем уже имеющиеся продукты, говорим о перспективах на будущее. Как только мы находим действительно стоящую идею, то сразу же бросаем на неё все имеющиеся у нас ресурсы. Знаете, нам повезло: мы сейчас работаем на два крупных и невероятно быстро растущих рынка – телефоны и планшетные компьютеры. Рынок персональных компьютеров тоже достаточно велик, но он уже не развивается. С другой стороны, наша доля на нём относительно мала, так что нам есть над чем работать.

Рынок mp3-плееров тоже сокращается. Он сокращается, потому что мы теперь слушаем музыку на мобильных телефонах. И всё же на него есть спрос. За прошлый год мы продали 35 миллионов iPod. Мы любим музыку. У меня, например, есть специальный плеер для занятий спортом, как, наверное, и у многих других людей. Очевидно, они пользуются тем, что продаём мы.

Как вы видите, у каждой линейки продуктов есть большое будущее, но мы, разумеется, думаем и о чем-то новом. Всегда думали. Всегда горячо обсуждали, спорили, соглашались. Под словами «горячо обсуждать» и «спорить» я подразумеваю самый основный их смысл, и я хочу, чтобы так было всегда. Это уже такая культура. И нет никаких сомнений в том, что мы способны на большее.

В нужный момент мы будем находить и предлагать людям именно такие устройства, которые они хотят, просто ещё сами об этом не знают.

Businessweek: Я не буду у вас ничего спрашивать о телевизоре, потому что вы всё равно ничего не скажите. В любом случае, вы и ваши сотрудники наверняка чувствуете огромное давление со стороны людей, ждущих и требующих от вас новых революций. Как это сказывается?

Давление исходит по большей части изнутри, а не снаружи. Наши покупатели и так поставили перед нами невероятно высокую планку, а мы сами ставим её ещё выше. Мы сами хотим упорно трудиться. Конечно, публика ждёт от нас чего-то нового, но, откровенно говоря, нас больше подстегивают к работе великолепные люди внутри компании, голодные до побед. На заседаниях совета директоров за столом сидят, на мой взгляд, наверное, лучший в мире дизайнер, лучший в мире специалист по кремнию, лучший в мире операционный директор и лучшие в мире специалисты по маркетингу, программному обеспечению, аппаратному обеспечению и интернет-сервисам. У этих людей невероятно высокие стандарты, ими движет желание делать то, о чём другие даже не думали. По-моему, именно эти амбиции, это желание, даже жажда совершенствования ведут к появлению новых продуктов.

Businessweek: Можно немного углубиться в эту тему?

Да, пожалуйста.

Businessweek: Даже супергероям в голову иногда закрадываются сомнения, верно? Я представляю себя на месте людей, от которых уже привыкли ждать чуда. Постоянное внимание и любовь окружающих, наверное, очень давят. Это наверняка ощущают на себе сотрудники Apple. Вероятно, это тоже часть вашей работы – найти способ, чтобы сказать: «Просто доверьтесь нам. Доверьтесь процессу».

Ну, во-первых, я бы не назвал это процессом. Творчество же не процесс, верно? Творчество – это люди, которые настолько увлечены своим любимым делом, что продолжают заниматься идеей до тех пор, пока не найдут простейший способ для её реализации. Они занимаются ей до тех пор, пока не найдут лучший способ воплотить её в жизнь. Они настолько любят свою работу, что без тени сомнения свяжутся с человеком из совершенно другого отдела, потому что знают, что вместе они могут создать нечто совершенно фантастическое. Творчество – это среда, где всё вышеперечисленное растет и развивается.

Так что, ещё раз, я бы не назвал это процессом. Творчество и новаторство нельзя просто запрограммировать. Что-то можно, и мы это делаем, но не творчество. Во многих компаниях специально создают отделы инноваций, учреждают должности по инновациям. Знаете, наличие должности «Вице-президент по инновациям» – верный признак того, что с компанией что-то идёт не так. Такие компании могут вешать на дверь табличку «Продаётся». (смеётся)

От каждого сотрудника Apple ожидаются революционные идеи, и неважно, чем именно он занимается. Что же касается давления, то мы сами оказываем большое давление на самих себя. И да, отчасти это моя работа – сыграть роль чирлидера, чтобы команда остановилась и призадумалась над тем, что уже было сделано.

Ну вот возьмём, к примеру, этот год. За последние 60 дней мы представили: iPhone 5, обновленные iPod (iPod Touch и iPod Nano), iPad четвертого поколения, новый iPad mini, лучший за всю историю Apple MacBook Pro, ради которого некоторые готовы продать почку. Смотришь так на всё это и думаешь: «Господи, неужели это всё делает одна компания?!». И нельзя сказать, что у нас работает много людей. Это секрет, на самом деле. Знаете, маленькие команды, сотрудничая, могут вместе делать удивительные вещи.

За столом собираются люди, которые уже давно знают друг друга, люди, которые через многое вместе прошли. Они набрались опыта, но тем не менее не утратили энергичность. Они готовы жечь мосты. И это здорово. Потому что в мире больше нет таких компаний. Я хочу сказать, никакая другая компания не может похвастаться такими достижениями за год. Мы изменили iPhone всего за один день. Всего за один день мы изменили всю линейку iPad. Самый успешный продукт за историю электроники, и мы изменили его всего за один день – представили iPad четвертого поколения и iPad mini. Кто ещё так делает? 80 % нашей выручки идёт от продуктов, которые пару месяцев назад просто не существовали. Есть ли в мире ещё такие компании?

Businessweek: Лично я, как потребитель технологий, причём заядлый потребитель, всегда хочу чего-то нового. В отличие от продукции «Проктер энд Гэмбл», где важна надежность, в Apple делают ставку на новинки: «У нас есть кое-что новое. Мы вновь изменим ваше представление о мире».

Именно поэтому мы и существуем. Именно поэтому мы и продолжаем работать, и именно поэтому люди хотят работать в Apple.

Businessweek: Пару недель назад вы сделали перестановки в руководстве высшего звена: вице-президент по разработке iOS Скотт Форсталл и глава розничного подразделения Джон Брауэтт покидают компанию. Как это поможет Apple? Или, если говорить напрямую, что произошло?

За той перестановкой, о которой вы говорите, стоит моя вера в то, что для инноваций необходимо взаимодействие между сотрудниками и сотрудничество. И это не какая-то моя новая идея. Я всегда в это верил. У истоков Apple всегда была вера в это. Стив всей душой всегда в это верил.

Эти перемены… Дело не в том, что раньше не было сотрудничества, и теперь оно появится. Все наши сотрудники прекрасно умеют сотрудничать, но мы хотим вывести его на новый уровень. Посмотрите на наши сильные стороны. Их много, но есть нечто такое, чего, по-моему, нет ни у кого другого – интеграция программного обеспечения, аппаратного обеспечения и сервисов. Они связаны между собой на таком уровне, что большинство пользователей даже не могут отличить одно от другого. Они просто наслаждаются использованием.

И как же нам вывести интеграцию на ещё более высокий уровень? Для этого необходимо первоклассное сотрудничество. И благодаря этим переменам мы выйдем на совершенно новый уровень сотрудничества и взаимодействия между сотрудниками. Теперь мы объединили все сервисы под руководством одного человека с невероятным послужным списком, который, я уверен, приятно нас удивит на этом посту.

За пользовательский интерфейс теперь отвечает, наверное, самый лучший в мире дизайнер с самым лучшим в мире вкусом – Джонни Айв. Вот посмотрите на наши продукты (достает свой iPhone). Их лицо – это программное обеспечение, верно? Джонатан проделал огромнейшую работу над «железным» дизайном, так пусть теперь он займется и программным! Не вдаваясь в архитектуру и всё такое, только его внешний вид.

Вряд ли в мире есть человек, у которого вкус лучше, чем у Джонни Айва. Я думаю, он уникален. Он оригинален. Ещё мы вверили Бобу Мэнсфилду работу над аппаратным обеспечением и всеми беспроводными технологиями. Пока Apple росла, в ней было несколько команд, работающих над беспроводными технологиями. У нас есть несколько очень амбициозных планов в этой области, и всеми ими будет руководить один человек. Очень сомневаюсь, что в мире есть главный инженер, который бы с ним сравнился. Боб Мэнсфилд на голову выше остальных.

Да и Крейг (Федериги, вице-президент Apple по программному обеспечению) просто неподражаем. Мы не разделяем мнение, что операционная система для iPhone и iPad должна быть такой же, как и для Mac. Как вы знаете, в основе iOS и Mac OS лежит общая база. И Крейг всегда заведовал общими элементами. Так что, это – логическое продолжение. Пользователи хотят, чтобы iOS и Mac OS X гладко взаимодействовали друг с другом. Не быть единым целым, просто идеально работали вместе.

Цель перестановок – вывести совместную работу в компании на совершенно новый уровень. Мы и так уже были, выражаясь языком нашей индустрии, лучшими в своём роде, хоть я и не люблю эту фразу. Но теперь мы будем на совершенно ином уровне. Вот для чего это нужно. Я знаю, что об этом уже многие писали, но вот вам истинная причина.

Джонатан АйвКрейг ФедеригиТим Кук