[Стив Джобс. Биография] Flash, App Store и контроль

Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль

Стремление Джобса контролировать все стадии производства продуктов проявились и в других битвах, в которых он принял участие. Во время собрания в «ратуше», когда он с гневом набросился на Google, он также раскритиковал мультимедийную платформу компании Adobe для веб-сайтов под названием Flash. Он назвал эту технологию «баговым» пожирателем энергии батареи, разработанным «ленивыми» людьми, и заявил, что Flash никогда не будет работать на iPod и iPhone. «Flash это ущербная технология, отличающаяся неприемлемо низкой производительностью и имеющая серьезные проблемы с безопасностью», сказал он мне поздней на той же неделе.

[Стив Джобс. Биография] Flash, App Store и контроль

Он даже принял решение запретить распространение приложений, созданных при помощи разработанного Adobe компилятора, который преобразовывал код Flash, чтобы он был совместим с платформой iOS. Джобса раздражал подход, при котором использовались компиляторы, позволяющие разработчикам один раз написать приложение, а потом портировать его для разных операционных систем.

«Позволить портировать Flash на разные платформы означает довести все до примитива и свести к минимальному общему знаменателю, – сказал он. – Мы тратим огромные усилия на то, чтобы сделать нашу платформу лучше, а разработчик не сможет воспользоваться никакими ее преимуществами, если Adobe будет использовать лишь те функции, которые есть у каждой платформы. Поэтому мы сказали, что хотим, чтобы разработчики воспользовались предлагаемыми нами более хорошими функциями, чтобы их приложения работали на нашей платформе лучше, чем на какой-либо другой»

В этом он был прав. Для Apple утрата возможности дифференцировать свои платформы, которая привела бы к тому, что ее устройства стали бы обычными продуктами вроде машин от HP или Dell, означала бы гибель компании.

Кроме того, присутствовала и еще одна причина, имевшая более личный характер. В 1985 году Apple инвестировала в Adobe, и вместе две компании начали революцию настольного издательства. «Я помог Adobe подготовить план развития», заявил Джобс. В 1999 году, после возвращения в Apple, он попросил Adobe начать производство программного обеспечения для редактирования видео, а также других продуктов для iMac и новой операционной системы Apple. Однако Adobe отказалась: в то время она была сосредоточена на разработке продуктов для Windows. Вскоре после этого основатель компании Джон Уорнок ушел в отставку.

«Душа Adobe пропала, когда Уорнок ушел, – сказал Джобс. – Он был изобретателем, человеком, на которого я ориентировался. После него компанию возглавляло много мужиков в костюмах, которые превратили ее в унылое дерьмо»

Когда фанаты Adobe и различные сторонники использования Flash в блогосфере набросились на Джобса с нападками и обвинениями в излишнем контроле, он решил написать и опубликовать открытое письмо. Его друг и член совета директоров Apple Билл Кембелл пришел к нему домой, чтобы помочь в его написании.

«Это не выглядит так, как будто я пытаюсь докопаться до Adobe?», спросил он Кемпбелла.

«Нет, это просто факты, публикуй», ответил его наставник.

Значительная часть письма была сосредоточена на технических недостатках Flash. Однако, невзирая на наставления Кемпбелла, в конце Джобс не удержался и высказался о сложной истории отношений между двумя компаниями.

«Adobe была последним из крупных сторонних разработчиков, который полностью принял Mac OS X», отметил он.

Чуть позже в том же году Apple все-таки сняла некоторые ограничения на использование кроссплатформенных компиляторов, и Adobe получила возможность выпустить инструмент для написания приложений на Flash, в котором использовались некоторые основные достоинства iOS. Это была ожесточенная война, но в ней аргументы Джобса выглядели более убедительно. В конце концов Apple начала подталкивать Adobe и других разработчиков компиляторов к тому, чтобы более эффективно использовать интерфейс и специальные функции iPhone и iPad.

Куда трудней давалось Джобсу разрешение споров относительно желания Apple сохранять контроль над тем, какие приложения могут загружаться в iPhone и iPad. Защита от приложений, которые содержали вирусы или нарушали приватность пользователя, представлялась вполне логичной. Запрет на приложения, которые перенаправляли пользователей на сайты, где им предлагалось приобрести подписку вместо того, чтобы сделать это в iTunes Store, хотя бы был оправдан с точки зрения бизнеса. Но Джобс и его коллеги пошли еще дальше: они решили запретить приложения, которые порочат честь человека, могут быть политически опасными или признаны цензорами Apple порнографическими.

Проблема, связанная с желанием Apple поиграть в няньку, получила широкую огласку, когда компания отклонила приложение с анимированными политическими карикатурами Марка Фьоре на том основании, что его нападки на администрацию Буша за применение пыток нарушили правило о недопустимости клеветы. Это решение стало публичным, а впоследствии было осмеяно, когда в апреле 2010 года Фьоре получил Пулитцеровскую премию за карикатуры. Apple пришлось дать задний ход, и Джобс выступил с публичным извинением.

«Нам свойственно допускать ошибки, – сказал он. – Мы делаем все от нас зависящее и стараемся как можно быстрей учиться. Но мы думали, что такое правило заслуживало право на существование»

Но это было больше, чем просто ошибка. Эта ситуация вызвала опасения о том, что Apple может контролировать то, что мы хотим смотреть и читать, по крайней мере если мы делаем это с помощью iPad или iPhone. Джобс рисковал превратиться в оруэллианского Большого Брата, которого он с помпой уничтожил в рекламе Macintosh 1984 года. Он отнесся к этому вопросу предельно серьезно. Однажды он позвонил колумнисту New York Times Тому Фридману, чтобы обсудить то, как устанавливать границы и не казаться при этом цензором. Он попросил Фридмана возглавить консультативную группу, которая помогла бы подготовить некоторые руководства. Однако издатель сказал, что это привело бы к конфликту интересов, и создание такого комитета так и не состоялось.

Запрет на порнографию также вызвал проблемы. «Мы считаем, что несем моральную ответственность за то, чтобы не пускать порно в iPhone, – заявил Джобс в электронном письме, отправленном одному покупателю. – Ребята, которым нужна порнуха, пусть покупают Android». Это повлекло за собой обмен электронными письмами с Райаном Тэйтом – редактором сайта Valleywag, посвященного сплетням из технологической среды. Однажды вечером, попивая крепкий коктейль, Тэйт отправил Джобсу электронное письмо, где раскритиковал жесткий контроль Apple над тем, какие приложения могут попадать в магазин.

«Если бы Дилану сегодня было 20, как бы он отнесся к вашей компании? – спросил Тэйт. – Скорее всего, он подумал бы, что iPad имеет довольно отдаленное отношение к «революции». Потому что все революции связаны со свободой»

К удивлению Тэйта, через несколько часов, после полуночи Джобс ответил ему.

«Ага, – написал он. – Свобода от программ, которые крадут ваши личные данные. Свобода от программ, которые сажают вашу батарею. Свобода от порно. Так и есть, свобода. А времена-то меняются, и некоторые люди из мира традиционных PC чувствуют, что их время уходит. И это действительно так».

В своем ответе Тэйт выразил несколько мыслей о Flash и по другим темам, а затем вновь вернулся к вопросу цензуры:

«А знаете что? Я не хочу «свободы от порно». Порнуха – это вполне нормально. И я думаю, моя жена со мной согласится»

«Когда у вас будут дети, порно вас будет беспокоить больше, – ответил Джобс. – Тут дело не в свободе, а в том, что Apple хочет все делать правильно для своих пользователей»

В заключение Джобс пожурил своего собеседника:

«Кстати, а вы-то чего такого великого сделали? Вы хоть сами что-нибудь создаете или просто критикуете работу других, снижая их мотивацию?»

Тэйт признает, что был очень впечатлен. «Редкий директор компании решится вот так вступить в словесную перепалку один на один с каким-нибудь клиентом или блогером, – пишет он. – Джобс заслуживает большого уважения, потому что он разрушил привычный образ типичного американского топ-менеджера. И дело не только в том, что его компания создает такие восхитительные продукты. Джобс не только создал, а потом воскресил свою компанию на базе нескольких сильных принципов цифрового мира: он также готов активно защищать эти принципы публично. Энергично. Бескомпромиссно. В два часа ночи в выходной день». Многие представители блогосферы согласились с этим и отправили Джобсу письма, в которых похвалили его за рвение. Сам Джобс тоже был очень горд; он переправил мне свою переписку с Тэйтом и несколько писем с похвалами.

Тем не менее, по-прежнему сохранялось некоторое беспокойство по поводу того, что Apple взяла на себя полномочия не позволять покупателям своих продуктов просматривать политические карикатуры спорного содержания или то же самое порно. Юмористический сайт eSarcasm.com начал в Интернете кампанию под названием «Нет, Стив, порнуха мне нужна».

«Мы грязное, сексуально озабоченное отребье, которому необходим круглосуточный доступ к непристойностям, – провозгласил сайт. – Поэтому нас восхищает идея о нецензурируемом, открытом обществе, в котором какой-то технологический диктатор не будет решать, что нам можно или нельзя смотреть»

В тот период времени Джобс и Apple были заняты судебной битвой с аффилированным с Valleywag сайтом Gizmodo, заполучившим тестовую версию невышедшего прототипа iPhone 4, которую рассеянный инженер Apple оставил в баре. Когда полиция, реагируя на жалобу Apple, обыскала дом журналиста, это подняло вопрос о том, не дополнена ли тяга Джобса к тотальному контролю еще и высокомерием.

Телевизионный комик Джон Стюарт был другом Джобса и поклонником Apple. В феврале, во время своей поездки в Нью-Йорк с целью встречи с топ-менеджерами СМИ, Джобс нанес ему частный визит. Однако это не помешало Стюарту поиронизировать над ним в своей программе The Daily Show.

«Нет, мы так не договаривались! Злодеем же должен быть Microsoft! – полушутливо сказал Стюарт. За его спиной на экране появилось слово «appholes» (игра из комбинации слов «app» (приложение) и «assholes» (засранцы). – Ребята, вы ведь были бунтарями, отщепенцами. А теперь в вас проявляются черты Избранного? Вспомните, какую отличную рекламу про Большого Брата вы сняли в 1984 году. А теперь посмотрите в зеркало!»

В конце весны этот вопрос уже обсуждался среди членов совета директоров. «Это проявление высокомерия, – сказал мне Арт Левинсон за обедом, после того как он поднял этот вопрос на собрании. – И это связано с личностью Стива. Он может очень грубо реагировать и выражать свое осуждение в очень резкой форме». Такое высокомерие выглядело естественно, когда Apple была в числе тех самых отщепенцев. Но теперь компания занимает доминирующее положение на мобильном рынке. «Нам нужно сделать переход к ощущению себя большой компанией и решить проблему гордыни», сказал Левинсон. Эл Гор тоже обсуждал эту проблему на собраниях совета директоров. «Контекст деятельности Apple существенно изменился, – вспоминает он. – Это уже не та метательница молота, которая восстала против Большого Брата. Теперь Apple – крупная компания, и люди видят, что она ведет себя слишком надменно». Во время обсуждения этого вопроса Джобс занял позу защищающегося.

«Он еще не привык к этому, – сказал Гор. – У него лучше получается быть отщепенцем, чем спокойным и благородным великаном».

Во время таких разговоров Джобс вел себя крайне нетерпеливо. Причина, по которой Apple подвергалась критике, поздней сказал он мне, состояла в том, что «такие компании как Google и Adobe лгут про нас и хотят нас опустить». Вы спросите, как он воспринимал подозрения в том, что Apple иногда вела себя высокомерно?

«Меня это не волнует, – сказал он, – потому что я не высокомерен».

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».
Глава 33. Часть вторая. Фильм имени Стива.
Глава 33. Часть третья. Развод.
Глава Тридцать Четвертая. Mac 21-го века.
Глава 34. Часть Первая. Ракушки, подсолнечники и кубики льда.
Глава 34. Часть Вторая. Процессоры Intel.
Глава 34. Часть Третья. Опционы.
Глава Тридцать Пятая. Раунд первый.
Глава 35. Часть первая. Рак.
Глава 35. Часть вторая. Вручение дипломов в Стэнфорде.
Глава 35. Часть третья. Пятидесятилетний лев.
Глава Тридцать Шестая. iPhone.
Глава 36. Часть первая. iPod, который может звонить.
Глава 36. Часть вторая. Мультитач
Глава 36. Часть третья. Gorilla Glass.
Глава 36. Часть четвертая. Дизайн.
Глава 36. Часть пятая. Релиз.
Глава Тридцать Седьмая. Раунд второй.
Глава 37. Часть первая. Битвы 2008 года.
Глава 37. Часть вторая. Мемфис.
Глава 37. Часть третья. Возвращение.
Глава Тридцать Восьмая. iPad.
Глава 38. Часть первая. Революцию заказывали?
Глава 38. Часть вторая. Запуск. Январь 2010 года.
Глава 38. Часть третья. Реклама.
Глава 38. Часть четвертая. Приложения.
Глава 38. Часть пятая. Книгоиздательство и журналистика.
Глава Тридцать Девятая. Новые битвы и эхо былых.
Глава 39. Часть первая. Google: Открытое против закрытого.
Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль.
Глава 39. Часть третья. «Антеннагейт»: Дизайнеры против инженеров.
Глава 39. Часть четвертая. Солнце взошло.
Глава Сороковая. Бесконечность не предел.
Глава 40. Часть первая. iPad 2.
Глава 40. Часть вторая. iCloud.
Глава 40. Часть третья. Новый Кампус.
Глава Сорок Первая. Раунд Третий.
Глава 41. Часть первая. Семейные узы.
Глава 41. Часть вторая. Барак Обама.
Глава 41. Часть третья. Третий больничный, 2011 год.
Глава 41. Часть четвертая. Гости.
Глава 41. Часть пятая. Этот день настал.
Глава Сорок Вторая. Наследие.
Глава 42. Наследие.

And one more thing…

Стив Джобс