[Стив Джобс. Биография.] Глава 33. Часть третья. Развод.

Развод

В своем выступлении перед сенатским комитетом в феврале 2002 года Майкл Айснер раскритиковал рекламу, которую Джобс создал для сервиса iTunes компании Apple. «Есть компьютерные компании, которые размещают рекламные развороты в журналах и щиты на улицах, где написано: «Копируй, смешивай, записывай», – сказал он. – Иными словами, если человек купит компьютер конкретной марки, он сможет красть чужую собственность и распространять ее среди своих друзей».

[Стив Джобс. Биография.] Глава 33. Часть третья. Развод.

Вряд ли этот комментарий можно было назвать уместным. Ведь слово «копировать» в нем означало создание пиратской копии, а не простой импорт музыки с компакт-диска на компьютер. Куда более важным было то, что эти заявления разозлили Джобса, и Айснеру следовало этого ожидать. И этот шаг тоже был не особо умным. Недавно Pixar выпустила четвертый фильм в рамках своего соглашения с Disney – «Корпорация монстров», который оказался самым удачным из всех и собрал всему миру 535 миллионов долларов кассовых сборов. Сделка Disney и Pixar подходила к истечению срока, и ее нужно было продлевать. И публично ущипнув своего партнера, Айснер не поспособствовал позитивному исходу. Джобс был так недоверчив, что позвонил одному из топ-менеджеров Disney и спросил:

«Вам известно о том, как Майкл только что со мной поступил?»

Айснер и Джобс произошли из разных социальных слоев и разных концов страны, но их объединяло присутствие сильного характера и отсутствие какого-либо желания идти на компромиссы. Они оба были одержимы страстью к созданию прекрасных продуктов, что зачастую означало маниакальное внимание к деталям и нежелание подслащать пилюли критики. То, как Айснер помногу раз катался на поезде Wildlife Express в парке развлечений Disney World’s Animal Kingdom, чтобы найти способы доставить еще больше удовольствия потребителям, очень напоминало то, как Джобс проводил часы и дни за анализом интерфейса iPod в попытках максимально его упростить. Но наблюдение за тем, как они обращались с людьми, вряд ли было способно доставить такое же удовольствие.

Обоим больше нравилось оказывать давление на людей, чем чувствовать на себе давление других. Поэтому когда они пытались давить друг на друга, это приводило к возникновению неприятной атмосферы. В случаях споров одна сторона пыталась уличить во лжи другу. Кроме того, ни Джобс, ни Айснер не считали, что смогут хоть чему-то друг у друга научиться. Да и претворяться, что чему-то они учатся, никому даже в голову не приходило. Джобс возлагает всю вину на Айстера:

«Самое плохое, на мой взгляд, состояло в том, что Pixar удалось заново изобрести бизнес Disney, создав несколько великолепных фильмов, после того как студия сталкивалась с непрерывными поражениями. Вы думаете, что генеральному директору Disney могло быть интересно, как у Pixar это получается. Но на самом деле за весь 22-летний период сотрудничества он в общей сложности провел в Pixar около двух с половиной часов, да и то чтобы высказать какие-то поздравительные речи. Я был просто шокирован. Ведь любопытство – это очень важно»

Такое заявление вряд ли можно считать справедливым. Айснер бывал в Pixar намного чаще, в том числе когда он не встречался там с Джобсом. Однако он действительно демонстрировал мало любопытства и заинтересованности касаемо творческой работы и технологий, используемых в студии. В то же время Джобс не проводил много времени с менеджментом Disney в попытках чему-то у них научиться.

Открыто обмениваться шпильками Джобс и Айснер начали летом 2002 года. Джобса всегда восхищал креативный дух великого Уолта Диснея и в особенности то, как он создал компанию, которая пережила несколько поколений. Его племянника Роя он рассматривал как воплощение исторического наследия и духа Уолта Диснея. Рой по-прежнему входил в совет директоров Disney, несмотря на усиливавшуюся неприязнь к Айснеру. И однажды Джобс сказал ему, что не захочет продлевать соглашение между Pixar и Disney, пока Айснер является генеральным директором.

Рой Дисней и Стэнли Голд, его близкий партнер по совету директоров Disney, начали предупреждать других членов совета о проблеме с Pixar. В результате в конце августа 2002 года Айснер разослал всем членам совета директоров гневное электронное письмо. В нем он говорил, что был уверен в том, что Pixar в конечном итоге продлит сделку, частично потому, что права на все снятые до того момента фильмы и на их персонажей принадлежат Disney. Кроме того, он отметил, что через год, когда Pixar закончит работу над фильмом «В поисках Немо», Disney будет находиться в более благоприятной переговорной позиции.

«Вчера мы во второй раз увидели новый фильм Pixar «В поисках Немо», который выходит в мае следующего года, – писал он. – И он станет для ребят испытанием реальностью. Он неплох, но в то же время и не лучше, чем предыдущие фильмы. Но они, конечно же, считают его просто великолепным»

С данным письмом было связано две проблемы. Во-первых, оно каким-то образом просочилось в газету Los Angeles Times, вызвав гнев Джобса. А во-вторых, оценка Айснера оказалась абсолютно неверной. «В поисках Немо» стал для Pixar (и для Disney) самым успешным фильмом на тот момент. Он с легкостью положил на лопатки самого «Короля льва», став на тот период самым успешным анимационным фильмом в истории. Его кассовые сборы составили 340 миллионов долларов в США и 868 миллионов по всему миру. До 2010 года DVD с этим фильмом также был сам продаваемым в истории: диск разошелся тиражом в сорок миллионов копий. Кроме того, аттракционы с тематикой мультфильма в развлекательных парках Disney в то время пользовались самой большой популярностью. И наконец, это изысканное и красивое произведение с богатством текстур было отмечено наградой «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм». «Мне этот фильм очень понравился, потому что в нем рассказывается о том, как персонажи рискуют и позволяют рисковать тем, кого они любят», — сказал Джобс. Успех фильма добавил в копилку Pixar 183 миллиона долларов наличными, доведя запасы студии до 521 миллиона долларов, что еще сильней приблизило ее к окончательному разрыву с Disney.

Вскоре после завершения работы над «В поисках Немо» Джобс сделал Айснеру предложение, которое носило единоличный характер и изначально было рассчитано на отказ. Вместо раздела выручки пополам, как было оговорено в имевшейся сделке, Джобс предложил новую схему, в соответствии с которой Pixar должен был получать все права на свои фильмы и их персонажей и платить Disney всего 7,5% за дистрибуцию. При этом два новых фильма, которые уже создавались в рамках существовавшей сделки («Суперсемейка» и «Тачки»), он продолжил распространять по новой схеме.

Айснер в свою очередь имел на руках очень серьезный козырь. Даже если Pixar не захочет продлевать контракт, Disney по-прежнему будет иметь право создавать сиквелы «Истории игрушек» и других фильмов, которые создала студия Pixar. Кроме того, Disney также принадлежали все персонажи (от Вуди до Немо), так же как компании принадлежали Микки Маус и Дональд Дак. Айснер уже планировал и грозился открыть в Disney собственную студию компьютерной анимации для создания мультфильма «История игрушек-3», который Pixar делать не хотел.

«Если вспомнить, что у компании получилось с «Золушкой-2», то становится страшно от мыслей о том, чем это может обернуться», сказал Джобс.

Айснеру удалось вытеснить Роя Диснея из совета директоров компании в ноябре 2003 года, однако это не привело к окончанию конфликта. Дисней опубликовал разгромное открытое письмо, в котором говорилось: «Компания утратила свой курс, свою творческую энергию, свое наследие». В числе провалов Айснера, которые он перечислил в письме, была неспособность построить конструктивное партнерство с Pixar. К тому моменту Джобс уже решил, что не хочет продолжать сотрудничество с Айснером, а в январе 2004 года публично объявил, что прекращает любые переговоры с Disney.

Обычно Джобсу хватало дисциплины не оглашать на публике резких заявлений, которыми он делился с друзьями на кухне своего дома в Пало Альто. Но на этот раз он не сдержался. Выступая на конференции перед журналистами, он заявил, что в то время как Pixar выдавала один хит за другим, анимационная студия Disney производила на свет «позорный мусор». Он поднял на смех утверждение Айснера о том, что Disney внесла творческий вклад в создание фильмов Pixar:

«На самом деле, в течение этих лет реального творческого сотрудничества между нами и Disney было очень мало. Просто сравните креативный уровень наших фильмов, качество трех новых фильмов Disney и сделайте вывод о способности компании создавать что-то самостоятельно»

Помимо создания более сильного творческого коллектива, Джобсу также удалось выполнить еще одну важную задачу – создать уважаемый бренд, который подобно магниту заманивает в кинотеатры поклонников мультфильмов не меньше, чем бренд Disney. «Я считаю, что бренд Pixar сегодня является самым сильным и самым уважаемым брендом в анимации», — заявил Джобс. А когда он предоставил слово Рою Диснею, тот сказал:

«Когда злая ведьма погибнет, мы снова будем вместе»

Джона Лассетера очень раздосадовала перспектива разрыва с Disney. «Я очень переживал за судьбы своих детей, – вспоминал он. – Я не знал, что они собираются делать с моими персонажами, и это было подобно удару кинжалом мне в сердце». Когда он говорил об этом высшему руководству Pixar в конференц-зале компании, он неожиданно расплакался. Это повторилось вновь, когда он обращался к восьмистам сотрудникам сотрудников Pixar, собравшихся в атриуме студии:

«Это как будто у тебя есть любимые дети, и тебе приходится отдавать их на усыновление явным педофилам»

После него на сцену атриума вышел Джобс, который попытался всех успокоить. Он объяснил, почему разрыв с Disney был необходим, и уверил их в том, что Pixar, как предприятию, необходимо смотреть вперед и двигаться к успеху.

«Он обладал безупречной способностью вызывать у людей доверие, – вспоминает технологический ветеран студии Орен Джейкоб. – Неожиданно мы все обрели уверенность в том, что, что бы ни случилось, Pixar все равно будет процветать»

Операционный директор Disney Боб Айгер должен был вмешаться, чтобы проконтролировать возможные убытки. Он был разумным и твердым в убеждениях настолько, насколько было ветреным и импульсивным его окружение. До этого он успел поработать на телевидении: он был президентом сети ABC Network, которую в 1996 году приобрела Disney. Его репутация была безупречна, как деловой костюм, и он был опытным и оперативно действующим менеджером. В то же время он обладал отличным чутьем на таланты, хорошим чувством юмора, умением понимать людей и кротким нравом, который внушал в окружающих готовность доверять ему секреты. В отличие от Айснера и Джобса, он был спокойным и дисциплинированным, что помогало ему уживаться с сильными личностями.

«Стив встал в позу, заявив, что прекращает переговоры с нами, – поздней вспоминал Айгер. – Мы вошли в полосу кризиса, и я поднял несколько тем для разговора, чтобы уладить ситуацию»

В течение более десяти лет Айснер был очень успешным председателем совета директоров Disney, когда Фрэнк Уэллс занимал пост президента. Уэллс освободил Айснера от многих управленческих обязанностей, что позволяло ему вносить предложения (которые обычно были очень ценными, а порой просто блестящими) об усовершенствовании каждого проекта фильма, аттракциона в тематическом парке, телевизионного пилота и многих других продуктов. Но после того как Уэллс погиб вследствие крушения вертолета в 1994 году, Айснер так и не смог найти подходящего менеджера. Катценберг требовал, чтобы его назначили на должность Уэллса, и поэтому Айснер отстранил его. В 1995 году президентом компании стал Майкл Овитц. Решение было не очень удачным, и менее чем через два года он был уволен. Джобс оценил эту ситуацию так:

«В первые десять лет своей работы на посту исполнительного директора Айснер отлично справлялся. Во вторые десять лет у него ничего не получалось. Переломным моментом послужила гибель Фрэнка Уэллса. Айснер отличный творец, который дает по-настоящему ценные рекомендации. И когда за операционной деятельностью следил Фрэнк, Айснер мог как шмель порхать с одного проекта на другой, пытаясь делать их лучше. Но когда обязанности управленца упали на плечи Айснера, он оказался плохим менеджером. Никому не нравилось с ним работать: никто не чувствовал в нем авторитета. У него был отдел стратегического планирования, который походил на гестапо: в нем нельзя было потратить ни копейки денег без его особого одобрения. Но даже несмотря на мои конфликты с ним, я не могу не признать те достижения, которых он добился в первые десять лет. Одна его черта мне очень нравилась. С ним иногда было очень приятно проводить время: он был неглупым, остроумным. Но была у него и плохая сторона: его поглотило собственное эго. Поначалу я считал Айснера разумным и справедливым человеком, однако потом, после сотрудничества длиной в десятилетие, я начал видеть и его плохую сторону»

В 2004 году самая серьезная проблема Айснера состояла в том, что он не мог полностью осознавать, до какого низкого уровня качества работы скатилось его анимационное подразделение. В своих двух последних фильмах – «Планета сокровищ» и «Братец медвежонок» – он не смог ни подкрепить репутацию Disney, ни принести компании приличную выручку. Мультфильмы-хиты были нужны компании, как воздух: ведь именно они должны были стать источниками вдохновения для строительства тематических парков, производства игрушек и создания телесериалов. За «Историей игрушек» последовал полнометражный сиквел, шоу «Disney на льду», мюзикл «История игрушек», исполнявшийся на круизных кораблях Disney, видеофильм с участием Базза Лайтера, компьютерный сборник рассказов, две видеоигры, дюжина игрушек, проданных тиражом 25 миллионов экземпляров, линия одежды, а также девять различных аттракционов в парках развлечений Disney. С «Планетой сокровищ» ничего такого не было.

«Майкл не понимал, что проблемы Disney с качеством анимации были очень серьезны, – поздней вспоминал Айгер. – Это проявлялось в том, как он вел дела с Pixar. Он никогда не чувствовал, что Pixar ему очень нужен, хотя на самом деле это было так». Кроме того, Айснер любил переговоры и терпеть не мог компромиссы. Такая внутренняя установка была крайне нежелательна для человека, имевшего дело с Джобсом (который сам был таким же).

«Любые переговоры должны разрешаться компромиссом, – говорил Айгер. – Ни одного из них не назовешь мастером компромиссов»

Ситуация была разрешена субботним вечером в марте 2005 года, когда Айгеру позвонил по телефону бывший сенатор Джордж Митчелл и другие члены совета директоров Disney. Они сказали ему, что в течение ближайших месяцев ему необходимо сместить Айснера с должности исполнительного директора Disney. Когда на следующее утро Айгер проснулся, он сначала позвонил своим дочерям, а затем Стиву Джобсу и Джону Лассетеру. Он четко и откровенно заявил, что очень ценит Pixar и хочет заключить соглашение. Джобс был поражен. Он любил Айгера, и ему даже льстило то небольшое обстоятельство, которое их объединяло: его бывшая подружка Дженнифер Эган и жена Айгера Уиллоу Бэй в свое время жили в одной комнате общежития.

В то лето, прежде чем Айгер официально вступил в должность, они с Джобсом проводили испытания одной сделки. Apple собиралась выпустить iPod, который должен был проигрывать не только музыку, но и видео. Также ожидалось, что через него будут продаваться телевизионные сериалы, и Джобс не хотел, чтобы переговоры по этому вопросу имели слишком публичный характер. Как обычно, ему хотелось, чтобы продукт держался в тайне до момента официальной премьеры. Айгер, имевший несколько «айподов», которыми пользовался весь день (с тренировок в 5 утра до поздней ночи), уже размышлял о том, что такое нововведение могло бы сделать для телевизионных шоу. Поэтому он немедленно предложил два самых популярных сериала телеканала ABC – «Отчаянные домохозяйки» и «Остаться в живых».

«Мы обговаривали эту сделку в течение недели, и процесс проходил сложно, – сказал Айгер. – Это было важно, потому что Стиву нужно было видеть, как я работаю, и потому что это могло продемонстрировать всем, что Disney на самом деле может работать со Стивом»

Для презентации iPod с поддержкой видео Джобс арендовал театр в Сан-Хосе и пригласил для мероприятия Айгера, который должен был стать его роялем в кустах. «Я еще никогда не участвовал в подобных мероприятиях, поэтому я даже понятия не имел, насколько все это важно. – вспоминал Айгер. – Это был настоящий прорыв для наших отношений. Он видел, что я выступал в поддержку технологий и хотел принимать на себя риски». Джобс провел свой классический виртуозный перфоманс, рассказав обо всех функциях нового iPod, о том, что он является «одним из лучших наших творений», а также о том, что iTunes Store отныне будет продавать музыкальные клипы и короткие фильмы. А затем, не изменив своей давней привычке, он сказал: «Да, и кое-что еще»: с помощью iPod можно будет покупать телесериалы. Зал взорвался громогласными аплодисментами. После этого он упомянул два самых популярных сериала телекомпании ABC.

«А кому принадлежит ABC? Правильно, Disney! Я знаю этих ребят», — ухмыльнулся он.

Когда на сцену вышел Айгер, он чувствовал себя не менее расслабленно и комфортно, чем Джобс. «Нас со Стивом безумно привлекает одна вещь – пересечение великолепного контента и великолепных технологий, – сказал он. – Я очень рад, что пришел сюда для того, чтобы объявить о расширении наших отношений с Apple». А затем, после небольшой паузы, он уточнил:

«Не с Pixar, а с Apple»

В то же время по их теплым объятьям было видно, что новое соглашение между Pixar и Disney вновь стало возможным. «Это стало отчетливой демонстрацией моего типа работы, который заключался в формуле «Занимайся любовью, а не войной», – вспоминает Айгер. – Мы находились в состоянии войны с Роем Диснеем, Comcast, Apple и Pixar. Мне хотелось это исправить, и прежде всего в отношении Pixar»

Айгер только что вернулся с открытия нового Диснейленда в Гонконге, которое стало последним мероприятием, посещенным Айснером в качестве исполнительного директора. В церемонию вошел традиционный парад Disney, который прошествовал по главной улице. Айгер заметил, что единственные персонажи, участвовавшие в параде и созданные за последние десять лет, были детищами Pixar.

«Это выглядело так, будто лампочка перегорела, – вспоминает он, – Я стоял рядом с Майклом, но не решился озвучить это наблюдение, потому что это было бы настоящим обвинительным приговором периоду его правления в анимационном подразделении. За десятилетием «Короля льва», «Красавицы и чудовища» и «Аладдина» последовало десятилетие ничего»

Айгер поехал в Бербанк и провел некоторый анализ. Он выяснил, что за последнее десятилетие они понесли убытки в сфере анимации и произвели очень мало контента, который мог бы способствовать продажам сопутствующих товаров. Во время своего первого собрания в должности исполнительного директора он изложил этот анализ совету директоров, члены которого выразили гнев по поводу того, что им ничего об этом не рассказывали ранее.

«Как развивается анимация, так развивается и компания, – сказал он совету. – Успешный мультфильм – это большой всплеск, рябь от которого распространяется по всем аспектам нашего бизнеса: от персонажей на параде до музыки, парков, видеоигр, телешоу, Интернета и потребительских товаров. Если мы не способны делать такие всплески, компания не будет иметь успеха»

Затем он изложил несколько вариантов развития. Они могли бы сохранить нынешний менеджмент отдела анимации, что он не считал хорошим выбором. Они могли избавиться от этих руководителей и подыскать кого-нибудь другого, однако он даже понятия не имел, кто это мог быть. Либо они могли приобрести Pixar. «Проблема состоит в том, что я не знаю, продается эта компания или нет, – сказал он. – Если продается, то, скорее всего, она стоит очень больших денег». Совет директоров поручил ему прозондировать почву на предмет перспективы заключения такой сделки.

Этим вопросом Айгер занялся достаточно оригинально. Когда он впервые поговорил с Джобсом, он рассказал о своем гонконгском откровении и о том, как оно убедило его в том, насколько сильно Disney нуждается в Pixar. «Вот почему я просто обожал Боба Айгера, – вспоминает Джобс. – Он взял и выболтал все. Это самая большая глупость, которую только можно допустить при начале переговоров (по крайней мере, в традиционных правилах так говорится). Он просто раскрыл свои карты, положил их на стол и сказал: «Нам кранты». И я сразу влюбился в этого парня, потому что я сам так работаю. Давайте просто разложим на столе свои карты и посмотрим, сможем ли мы собрать из них какую-нибудь выигрышную комбинацию». На самом деле, вряд ли можно было сказать, что именно так работал Джобс. Часто он начинал переговоры с заявления о том, что товары или услуги другой компании – просто отстой.

Джобс и Айгер предприняли множество прогулок: вокруг кампуса Apple, в Пало Альто, а также по дому отдыха Allen and Co. в Сан-Вэлли. Сначала они подготовили план новой дистрибьюторской сделки: Pixar возвращает себе все права на свои фильмы и персонажей в ответ на предоставление Disney пакета акций Pixar, после чего просто будет платить Disney за дистрибуцию своих будущих фильмов. Но Айгер волновался, что такое соглашение просто превратит Pixar в конкурента Disney. Этот исход будет весьма негативным, даже если Disney получит пакет акций студии. Поэтому он начал намекать на то, чтобы замахнуться на что-нибудь большее. «Я хочу, чтобы ты знал, что я отношусь к этому очень серьезно», — сказал он. Казалось, что Джобс положительно относился к развитию переговоров.

«Прошло немного времени, прежде чем для нас обоих стало очевидно, что этот разговор может перерасти в переговоры о поглощении», — вспомнил Джобс.

Но для начала Джобс нуждался в благословении Джона Лассетера и Эда Кэтмалла, поэтому он пригласил их к себе домой. Он перешел сразу к делу. «Нам нужно побольше узнать про Боба Айгера, – сказал он им. – Возможно, мы захотим вступить с ним в сделку и помочь ему возродить Disney. Он отличный парень».

«Поначалу мы были настроены скептически, – вспоминает Лассетер. – Можно сказать, мы были немного шокированы»

«Если вы этого не захотите, все нормально, но прежде чем принять решение, все-таки познакомьтесь с Айгером, – продолжал Джобс. – Сначала у меня были такие же ощущения, как у вас, но со временем мне очень понравился этот человек». Он рассказал им, насколько легко было договориться в том, чтобы продавать телешоу ABC через iPod, и добавил:

«Это просто полная противоположность тому Disney, что был при Айснере. Он действует прямо, открыто и никаких драм не закатывает»

Лассетер вспоминает, что некоторое время они с Кэтмаллом сидели с приоткрытыми ртами. После этого Айгер принялся за дело. Он прилетел из Лос-Анджелеса, чтобы поужинать дома у Лассетера, и проговорил с ним до полуночи. Также он предложил поужинать и Кэтмаллу, после чего посетил Pixar Studios – в одиночестве, без почестей и без сопровождения Джобса. «Я встречался по очереди со всеми топ-менеджерами, и каждый из них расхваливал новый фильм студии», — сказал он. А Лассетер очень гордился тем, какое впечатление его команда произвела на Айгера. Разумеется, это не могло не привести к потеплению его отношения к Айгеру.

«Никогда еще я не гордился Pixar, как в тот день, – сказал он. – Все команды и презентации были просто превосходны, и Боб был в хорошем смысле шокирован»

И действительно, просмотрев то, что должно было выйти в ближайшие несколько лет (а именно мультфильмы «Тачки», «Рататуй» и «Валл-И»), Айгер сказал финансовому директору Disney: «Боже правый, у них там столько отличного добра! Нам необходимо заключить эту сделку. Это будущее нашей компании». Также он признал, что не верит в хорошие перспективы фильмов, которые в то время готовил Disney.

В соответствии с предложенной сделкой, Disney собирался купить Pixar за 7,4 миллиарда долларов акциями. Это должно было сделать Джобса крупнейшим акционером Disney с пакетом акций, составляющим примерно 7%. Для сравнения: больше всего акций компании в то время имели Айснер и Рой Дисней: 1,7% и 1% соответственно. Подразделение Disney Animation должно было перейти под управление Pixar, и новое предприятие должны были возглавить Лассетер и Кэтмалл. При этом Pixar должен был оставаться независимым предприятием со студией и головным офисом в Эмеривилле. Кроме того, компания должна была оставить за собой свой адрес электронной почты.

Айгер попросил Джобса пригласить Лассетера и Кэтмалла на секретное собрание совета директоров Disney, которое должно было состояться воскресным утром в Century City (Лос-Анджелес). Цель состояла в том, чтобы вселить в них уверенность и спокойствие в отношении грядущей радикальной и дорогой сделки. Когда они готовились подняться на лифте из парковочного гаража, Лассетер сказал Джобсу: «Если я буду слишком сильно волноваться или слишком долго говорить, просто тронь меня за ногу». В результате Джобсу пришлось делать это только один раз, а Лассетер смог провести безупречную презентацию.

«Я рассказал о том, как мы делаем свои фильмы, о нашей философии, о честности друг перед другом, а также о том, как мы занимаемся развитием творческих талантов», — вспоминает он.

Совет директоров задавал множество вопросов, и Джобс позволил Лассетеру ответить на большинство из них. В то же время сам он рассказал о том, насколько интересно им соединять искусство с технологиями. «Вот в чем состоит наша культура – прямо как в Apple», сказал он.

Прежде чем совет директоров Disney решил одобрить слияние, Майкл Айснер напомнил о себе и попытался помешать сделке. Он позвонил Айгеру и сказал, что покупка является слишком дорогой. «Ты сам в состоянии возродить анимационное подразделение», сказал он. «Как?», спросил Айгер. «Я знаю, что ты сможешь», ответил Айснер. Айгера это начало раздражать.

«Майкл, как ты можешь говорить, что я могу все исправить, если тебе самому не удалось это сделать?», спросил он.

Айснер сказал, что хочет посетить собрание совета директоров, даже несмотря на то, что он больше не входил в совет и не являлся топ-менеджером, и выступить против данного приобретения. Айгер не соглашался, но Айснер позвонил Уоррену Баффету, который был крупным акционером, а также Джорджу Митчеллу, являвшемуся ведущим директором. Бывший сенатор уговорил Айгера предоставить Айснеру слово.

«Я сказал совету, что им не нужно покупать Pixar, потому что у них уже имеется 85% фильмов, которые были сделаны в этой студии», вспоминает Айснер.

Он намекал на тот факт, что в отношении уже снятых фильмов Disney получал долю выручки, а также имел права на создание сиквелов и использование всех персонажей:

«В своем выступлении я сказал, что существует всего 15% фильмов Pixar, которые Disney не принадлежат. Поэтому именно это вы получаете. Остальное – это ставка на будущие фильмы Pixar»

Айснер признал, что Pixar имел большой успех, но заявил, что череда удач может и закончится. «Я привел примеры творческих путей продюсеров и режиссеров, которые выдавали несколько хитов подряд, а затем терпели фиаско. Такое произошло со Спилбергом, Уолтом Диснеем и многими другими». По его подсчетам, чтобы сделка имела смысл, каждый новый фильм Pixar должен был приносить прибыль в размере 1,3 миллиарда долларов.

«Стива очень бесил тот факт, что мне это было известно», поздней сказал Айснер.

После того как он покинул помещение, Айгер попунктно опроверг его тезисы. «Позвольте мне рассказать, что было не так с его выступлением», начал он. Когда совет директоров закончил выслушивать их обоих, было принято решение о том, чтобы одобрить заключение сделки, предложенной Айгером.

Айгер прилетел в Эмеривиль, чтобы встретиться с Джобсом и совместно объявить о сделке сотрудникам Pixar. Но прежде чем это произошло, Джобс встретился с Лассетером и Кэтмаллом. «Если хотя бы у одного из вас есть сомнения, – сказал он. – Я поблагодарю их и откажусь от сделки». Эти слова не были полностью искренними, потому что в тот момент такой исход уже был практически невозможен. Но это был очень красивый жест. «Я в деле», сказал Лассетер. «Давайте», согласился Кэтмалл. Они обнялись все втроем, и Джобс пустил слезу.

Затем все собрались в атриуме. «Disney покупает Pixar», объявил Джобс. Пролилось несколько слез, однако после того как он рассказал о сделке поподробней, сотрудники начали осознавать, что еще непонятно, кто кого на самом деле приобретает. Кэтмалл должен был возглавить анимационное подразделение Disney, а Лассетер – стать его креативным менеджером. К концу выступления все радостно приветствовали это событие. Айгер стоял в сторонке, и Джобс пригласил его в центр сцены. После того как он рассказал об особой сущности Pixar и о том, как сильно Disney хочет развивать эту сущность и перенимать ее, толпа разразилась аплодисментами.

«Моя цель всегда состояла в том, чтобы создавать не только великолепные продукты, но и великолепные компании, – поздней говорил Джобс. – То же самое сделал Уолт Дисней. И проведя слияние таким образом, мы сохранили Pixar как великолепную компанию и помогли Disney тоже остаться таковой».

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».
Глава 33. Часть вторая. Фильм имени Стива.
Глава 33. Часть третья. Развод.
Глава Тридцать Четвертая. Mac 21-го века.
Глава 34. Часть Первая. Ракушки, подсолнечники и кубики льда.
Глава 34. Часть Вторая. Процессоры Intel.
Глава 34. Часть Третья. Опционы.
Глава Тридцать Пятая. Раунд первый.
Глава 35. Часть первая. Рак.
Глава 35. Часть вторая. Вручение дипломов в Стэнфорде.
Глава 35. Часть третья. Пятидесятилетний лев.
Глава Тридцать Шестая. iPhone.
Глава 36. Часть первая. iPod, который может звонить.
Глава 36. Часть вторая. Мультитач
Глава 36. Часть третья. Gorilla Glass.
Глава 36. Часть четвертая. Дизайн.
Глава 36. Часть пятая. Релиз.
Глава Тридцать Седьмая. Раунд второй.
Глава 37. Часть первая. Битвы 2008 года.
Глава 37. Часть вторая. Мемфис.
Глава 37. Часть третья. Возвращение.
Глава Тридцать Восьмая. iPad.
Глава 38. Часть первая. Революцию заказывали?
Глава 38. Часть вторая. Запуск. Январь 2010 года.
Глава 38. Часть третья. Реклама.
Глава 38. Часть четвертая. Приложения.
Глава 38. Часть пятая. Книгоиздательство и журналистика.
Глава Тридцать Девятая. Новые битвы и эхо былых.
Глава 39. Часть первая. Google: Открытое против закрытого.
Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль.
Глава 39. Часть третья. «Антеннагейт»: Дизайнеры против инженеров.
Глава 39. Часть четвертая. Солнце взошло.
Глава Сороковая. Бесконечность не предел.
Глава 40. Часть первая. iPad 2.
Глава 40. Часть вторая. iCloud.
Глава 40. Часть третья. Новый Кампус.
Глава Сорок Первая. Раунд Третий.
Глава 41. Часть первая. Семейные узы.
Глава 41. Часть вторая. Барак Обама.
Глава 41. Часть третья. Третий больничный, 2011 год.
Глава 41. Часть четвертая. Гости.
Глава 41. Часть пятая. Этот день настал.
Глава Сорок Вторая. Наследие.
Глава 42. Наследие.

And one more thing…

Стив Джобс