Выступление Тима Кука на конференции Goldman Sachs

Вчера глава Apple Тим Кук выступал с речью на конференции Goldman Sachs’ Technology Conference, причем послушать его в прямом эфире можно было на сайте Apple’s Investor, трансляция шла через QuickTime.

Тим Кук

Отвечая на вопрос, что инвесторы должны знать о цепочке снабжения, Кук сказал, что Apple всегда учитывала значение условий труда, и продолжает очень серьезно относиться к этому вопросу. Он также сказал, что его компания рассматривает обеспечение условий труда на самом детальном уровне, и добавил:

«Проблемы могут быть очень сложными. Наши обязательства на самом деле очень простые. Мы считаем, что каждый работник имеет право на справедливые и безопасные рабочие условия, получение конкурентоспособной заработной платы и возможность свободно заявлять о своих проблемах».

И поставщики должны это знать, иначе они, по словам Кука, перестанут быть партнерами Apple.

Также Кук подчеркнул важность получения образования – это «мощный уравнитель», и «если человек получил определенный уровень знаний и навыков, это может улучшить его жизнь». Apple приложила много усилий для проведения бесплатных занятий на различных предприятиях из цепочки ее поставщиков, также компания спонсирует некоторые школы. Возможность посещать бесплатные занятия получили 65 тысяч сотрудников, и, по словам Кука, если бы их можно было взять и поместить в один большой кампус, то по размерам он был бы больше штата Аризона, самого крупного штата США. Многие продолжают обучение, чтобы получить диплом младшего специалиста.

Отвечая на вопрос о том, какие и как именно проблемы решает Apple, Кук посоветовал интересующимся зайти на веб-сайт Apple:

«Никто не делает больше, чем Apple. Мы сообщаем обо всем, что делаем, потому что считаем, что прозрачность очень важна в таких вопросах».

На вопрос об использовании труда несовершеннолетних Кук ответил так:

«Мы считает отвратительным использование детского труда. Это крайне редко случалось в цепочке наших поставщиков, и мы работали над тем, чтобы искоренить это полностью. Наем несовершеннолетних работников – это преступление».

Также Кук отметил, что не позволяет никому игнорировать даже мельчайшие нормы безопасности:

«Мы ясно и отчетливо говорим об этом. Если даже на кухне отсутствует огнетушитель, этот объект не пройдет проверку».

Также был рассмотрен такой наболевший вопрос, как сверхурочные смены и переработки. По словам Кука, Apple управляет соблюдением режима рабочего времени на основе сбора данных непосредственно у производителей. Еженедельно компания собирает данные по 500 тысячам работников – и в 84% нормы рабочего времени соблюдаются:

«Ситуация улучшилась значительно, но можно добиться еще большего. Мы пошли на беспрецедентный шаг – сообщать об изменениях ежемесячно, чтобы каждый мог видеть, что мы делаем».

Также Кук отметил:

«Мы начали работать с FLA (Fair Labor Association – «Ассоциация честного труда») над проектом аудита в прошлом году, а в прошлом месяце объявили о планах сотрудничества с Ассоциацией в части проведения самого детального аудита из всех существующих».

«Мы понимаем, что люди многого ожидают от Apple. Но у Apple есть собственные, еще более высокие стандарты. Нам посчастливилось иметь в команде самых умных и самых инновационных людей на Земле, и мы вкладываем столько же сил и энергии в соблюдение этих стандартов, сколько вкладываем в нашу продукцию»

— сказал Кук.

О продукции

По словам Кука, так называемого эффекта «ореола iPod», который бы значительно влиял на продажи Мас, у Apple нет за пределами США и прочих самых развитых рынков. Однако

«iPhone удалось создать эффект ореола для Macintosh и для iPad. Можно определенно заметить взаимно усиливающее действие этих продуктов, и не только в рамках развитых рынков, но и в развивающихся регионах, еще не освоенных Apple в полной мере».

В качестве доказательства существования этого нового эффекта ореола Кук привел совокупные доходы от продаж на территории Большого Китая и некоторых других стран Азии, Индии, Латинской Америки, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки – в 2007 году они составили около 1,4 миллиарда долларов, в 2011 году – около 22 миллиардов долларов. И, по словам Кука, Apple только тронула поверхность этих рынков – в их глубине кроется еще очень много возможностей.

iPad

Говоря о спросе на планшет iPad, объемы продаж которого составили около 55 миллионов единиц за 7 кварталов, Кук отметил:

«Цифра 55 миллионов – величина, которую никто не мог спрогнозировать, даже мы сами. Для большей наглядности скажу, что нам понадобилось 22 года, чтобы продать 55 миллионов единиц Mac, пять лет, чтобы продать столько же единиц плееров iPod, и около трех лет, чтобы продать такое же количество единиц смартфонов iPhone».

По словам Кука,

«iPad стоит на плечах всех продуктов, созданных до него»

— включая iTunes, iPhone и сеть розничных магазинов компании. Для него удивительно, как планшету удалось привлечь внимание стольких, самых разных пользователей:

«Это самое быстрое принятие продукта в таком широком диапазоне из всех, с которыми я до этого сталкивался».

Он комментирует:

«Мы начали пользоваться планшетом iPad в Apple задолго до его рыночного релиза. Конечно, нам пришлось приложить много усилий для того, чтобы никто не увидел его раньше времени. Но говоря лично о себе, я начал замечать, что совсем скоро 80%-90% своих рабочих и обычных пользовательских задач стал выполнять при помощи iPad. Честно говоря, с самого первого дня начала продаж нового планшета нам всем в Apple стало понятно, что рынок планшетов станет намного большим, чем рынок компьютеров – это только вопрос времени, когда именно это случится. И сегодня я еще более убежден в нашей правоте».

«Это не означает, что персональный компьютер исчезнет совсем. Я люблю Mac, и Mac продолжает расти. Но я твердо убежден, что рынок планшетов по объемам продаж превысит рынок ПК. Произошли слишком глубокие изменения, которые убеждают нас в этом».

Ценовая конкуренция и «каннибализация»

Говоря о конкурентах iPad, в частности о недавно появившемся, привлекательно недорогом планшете Amazon Kindle Fire, Кук отметил, что стоимость не является для большинства пользователей решающим фактором, и что часто разочарование, полученное от пользования недорогим продуктом с очень ограниченными возможностями, не стоит полученной экономической выгоды.

Кук отмечает, что у оригинального iPad быстро появилось около 100 конкурентов – планшетов разных производителей, а Apple продолжила усиливать свои позиции на рынке планшетов, выпустив iPad 2 с новыми функциями и дизайном.

«Я думаю, что люди в конце концов захотят великолепный продукт»

— говорит он, отмечая, что Amazon – совершенно отличная от них компания, со своими сильными и слабыми сторонами.

«Я думаю, что они сейчас продают много планшетов, и будут много продавать их в будущем, но пользователи, для которых мы разрабатываем свои продукты, не удовлетворятся устройствами с ограниченным набором функций. Я уверен, что настоящим катализатором планшетного рынка будут инновационные технологии и переход на новые уровни. Мы будем конкурировать с кем угодно. Мне очень нравится конкуренция. До тех пор, пока люди придумывают свои собственные вещи, я люблю конкуренцию».

Кук также отметил, что продажи планшетов iPad в определенной степени «съели» продажи некоторых моделей Mac, но по его словам,

«мы предпочитаем делать это сами, чем позволить это кому-нибудь другому. Мы не собираемся удерживать одну из наших команд от создания абсолютно лучшего продукта, даже если для этого придется пожертвовать какой-то частью продаж продукта другой категории. Наша самая главная цель – угодить пользователям».

Кук добавил, что даже при том, что планшеты iPad «съедают» долю продаж Mac, гораздо больше они отражаются на снижении продаж Windows PC, которые, в свою очередь, являются большей конкурентной угрозой для Mac, и это – несомненный плюс. Кук ожидает, что по объемам продаваемых единиц рынок планшетов перерастет рынок ПК, но рынок ПК полностью не исчезнет:

«Я думаю, что для рынка ПК хорошо получить такого сильного конкурента. И это также хорошо для планшетов, так как они сумасшедшими темпами совершенствуются и обновляются ежегодно. Как всегда, что покупать, в итоге решают клиенты».

Что будет с запасом из 98 миллиардов наличных средств

Отвечая на вопрос о планах компании относительно наличных резервов, Кук оспорил идею о том, что Apple «очень экономно» расходует деньги. Он отметил, что

«на самом деле, мы вложили миллиарды долларов в цепочку поставщиков; также миллиарды мы потратили на приобретения и слияния; миллиарды долларов вложили в розничный бизнес, в инфраструктуру компании, в строительство центров обработки данных и т.д. Да, у нас по-прежнему большие запасы наличных. Я бы сказал, что мы тратим разумно. Мы тратим деньги так, как будто это последние наши средства. Я думаю, этого же хотят наши акционеры, а не того, чтобы мы вели себя, как богачи».

Кук повторил, что у него нет «религиозных убеждений» по поводу сохранения или не сохранения всего огромного объема имеющейся наличности – дискуссии на эту тему, серьезные и активные, продолжают идти, а объемы запасов продолжают расти. Он просит немного терпения, чтобы Apple могла принять оптимальное решение для акционеров.

По словам Кука, к телевизионной приставке Apple TV по-прежнему стоит относиться как к «хобби», так как он не хочет, чтобы все думали, что объемы их продаж могут приблизиться к объемам продаж Mac или iPhone, или других бизнесов компании. Кук добавил, что в целом Apple «не занимается созданием хобби», но в данном случае компания видит в приставке потенциал, который может помочь продукту стать чем-то большим.

100 миллионов пользователей iCloud

Отвечая на вопросы о Siri иd iCloud, Кук сказал:

«Я думаю, что Siri и iCloud очень глубокие продукты. Можно вспомнить, как десять лет назад Стив огласил стратегию для Apple, которая представляла Mac в роли центра цифровой жизни пользователя».

В качестве составных частей этой стратегии появились пакеты приложений Apple iLife и iWorks. По словам Кука, для работы с несколькими мобильными устройствами данная стратегия не подходит – на следующие десять лет или больше центром новой стратегии компании будет облачный сервис iCloud.

Глубина iCloud и Siri, по словам Кука, заключается в том, что с их помощью произойдет значительный прогресс, который изменит мобильные устройства и способы работы с ними в долгосрочной перспективе, и что iCloud и Siri не являются «мимолетными увлечениями» компании, придуманными на год или два.

Уникальность Apple и ее сохранение

«Apple – это уникальная компания, уникальная культура, которую невозможно повторить. Я не собираюсь позволять ее разрушать или молча наблюдать за тем, что может медленно погубить ее, так как я слишком сильно в нее верю. На протяжении многих лет Стив настраивал нас на то, что компания должна работать для создания замечательных продуктов, и что мы должны быть предельно сосредоточены на нескольких вещах, не распыляясь на все сразу и не делая в итоге ничего хорошо. Мы должны выходить на те рынки, которые можем расширить, а не просто продавать какие-то объемы своих продуктов».

«Это основные пункты, на которых я должен фокусироваться. Потому что именно эти пункты сделали Apple тем волшебным местом, где люди хотят работать и создавать лучшие в своей жизни продукты. Мы всегда думаем о будущем. Мы не сидим сложа руки и не думаем о том, какие великие дела мы свершили вчера. И я буду продолжать придерживаться этих правил. Для меня большая честь быть частью этого механизма».

Источник: appleinsider.com

Тим Кук