Google+: Семилетнее восхождение поискового гиганта на социальный Олимп

Вступление к краткому изложению «социальной истории» поискового гиганта Google

Если без углубления в историю посмотреть на недавний запуск Google+, то на первый взгляд может показаться, что поисковый гигант спохватился поздно. Прошли годы с тех пор, как Facebook и Twitter прочно обосновались на рынке социальных сетей. Но, если мы обратимся к истории Google, то окажется, что компания всегда играла свою роль в этом сегменте, но еще никогда не концентрировала свои усилия на одном-единственном проекте.

Попробуем на виртуальной «машине времени» погрузиться в недавнее прошлое, вернувшись в 2004 год, когда Google только начала покорение вершины социальных медиа. В настоящее время у Google+, благодаря ее чрезвычайно интересной функциональности, есть все основания для привлечения половины от почти миллиардной аудитории Facebook. Наш ресурс не остается в стороне от этой популярнейшей околотехнологической темы последних дней и уже опубликовал на своих страницах подробный обзор G+ и информацию о том, что iOS-приложение для новой социальной сети уже представлено поисковым гигантом на утверждение в App Store.

Год 2004: Orkut

Задолго до того, как старшее поколение пользователей подключилось к социальным сетям, поисковый гигант уже создал свой проект Orkut. Это произошло более семи лет тому назад. Orkut был создан в качестве конкурирующей с Friendster социальной сети, но в Соединенных Штатах равно как и в большинстве стран мира особого успеха не получил. Тем не менее в некоторых странах мира (в частности, в Бразилии), Orkut стал доминирующей социальной сетью. В настоящее время Orkut существует и все еще остается бета-версией.

Год 2006: Gchat в Gmail

На первый взгляд интеграция чата в почтовый сервис поискового гиганта была не слишком значительным шагом компании. Тем не менее, не следует забывать, что Gmail был и остается основным продуктом Google, ориентированным на самую широкую аудиторию. Таким образом, Gchat сделал популярнейший поисковый сервис «более социальным» и подготовил почву для дальнейшего продвижения компании к «социальным высотам». Эта веха на пути Google была не слишком заметной, но, тем не менее, и она сыграла свою роль в обретении Google известности не только в качестве поисковой системы, но и превосходного средства для общения пользователей из разных уголков мира.

Год 2007: OpenSocial

Вместо того, чтобы «заново изобретать колесо общения» поисковый гигант решил пойти по пути сотрудничества с лидерами рынка социальных сетей своего времени, такими как MySpace, LinkedIn и Friendster, предложив их вниманию открытую платформу OpenSocial, которая изначально работала с Orkut. Но и эта инициатива успехом не увенчалась, поскольку стал наращивать свои позиции Facebook, который вскоре стал абсолютным лидером среди социальных сетей. Тем не менее, усилия поискового гиганта означали движение к цели проникновения в этот многообещающий рыночный сегмент.

Год 2008: FriendConnect

Следующей «социальной стратегией» Google стала реализация системы, которая позволяла веб-мастерам интегрировать в свои сайты возможности социальных сетей. Число сайтов, использующих FriendConnect довольно быстро уменьшается и по последним данным составляет немногим более 138 тыс по всему миру. Но и эта попытка не была посленей в истории Google и ее стремлении стать центром общения пользователей.

Идея сама по себе была превосходна и позволяла веб-мастерам превращать свои сайты в виртуальные сообщества, но, по всей видимости, социальные сети, создаваемые одиночками не могут послужить достойной заменой сетям с миллионами, десятками и сотнями миллионов пользователей.

Год 2008: Lively

Социальная сеть аватаров и виртуальных комнат Lively была ответом поискового гиганта на проект Second Life. Этот красочный эксперимент продлился менее шести месяцев, он стартовал летнею порой в июле 2008 года и закрыл свои виртуальные трехмерные двери 31 декабря 2008 года, так и не вступил в Новый Год. Сайт проекта существует и в настоящее время, а на нем сохранилось описание Lively, которое, несомненно, будет интересно и русскоязычным читателям:

Lively это сеть аватаров и виртуальных комнат, созданных и украшенных ее пользователями. Google запустила Lively 8 июля 2008 года в качестве эксперимента. Сеть предоставляет людям множество возможностей для самовыражения во Всемирной Паутине.

Пользователями Lively созданы тысячи кафе, баров, дискотек, тропических островов, домов-деревьев, космических станций, галерей и многого иного. Пользователи Lively делят свои комнаты с [другими] людьми со всех уголков реального мира, встречаясь и беседуя друг с другом в ярких и глубоко индивидуальных образах своих виртуальных аватаров.

Надо сказать, задумка была интересной и позволяла пользователям не просто общаться, но и создавать свои виртуальные миры. Возможно она не получила развития только потому, что для подобного проекта просто не настало время и с развитием технологий виртуальной реальности индустрия вновь вернется к этой замечательной идее.

Февраль 2009 года: Latitude — Локатор Google

Проект Latitude стал попыткой совмещения популярных Карт поискового гиганта и был призван соперничать с FourSquare. По мнению Эрика Мэка (Eric Mack), составившего исторический обзор движения Google к созданию своей социальной сети для издания PC World, элементы Latitude могут стать одним из ключевых компонентов Google+.

Май 2009 года: Google Wave

Этот проект был поистине грандиозен, но как все слишком комплексное, так и не сумел обрести будущего. Google Wave создавался в качестве всестороннего средства общения на базе технологических и программных разработок поискового гиганта. Google Wave должен был соединить в себе возможности средства обменна мгновенными сообщениями, чата, форума, электронной почты и вики-подобной энциклопедии. Пользователи Google Wave могли совместно работать над документами. Как отмечает Эрик Мэк:

Действительно это трудновато описать и оно сошло со сцены, поскольку его трудно было использовать.

Это даже не социальная сеть, а некий гигант информационных технологий, призванный заменить собою большинство тех вещей, которые необходимы пользователям в Интернете. Возможно со временем нечто подобное сможет заинтересовать пользователей, но в 2009 году Google Wave пришел рановато.

Август 2009 года: Социальные Гаджеты (Social Gadgets) в iGoogle

Google вновь вернулась к идее социальных виджетов, впервые реализованной в FriendConnect и позволяющей добавлять маленькие игры и приложения совместного использования на персональные странички пользователей в iGoogle. Эрик Мэк решил посетить свою заброшенную страничку iGoogle и с удивлением обнаружил, что эти гаджеты все еще там:

Я с удивлением обнаружил некоторые из этих гаджетов на моей страничке iGoogle, которую я не посещал годами.

Февраль 2010 года: Google Buzz

Данным проектом поисковый гигант ответил на сервисы, подобные Digg, и растущую популярность обмена ссылками в Facebook и Twitter. Google Buzz никогда не пользовался особой популярностью, но может обрести свое второе дыхание в рамках Google+. Что и говорить, люди любят делиться интересными на их взгляд ссылками и, если в качестве отдельного проекта, такое предложение так и пройдет мимо многих пользователей, то в качестве одной из функций популярной социальной сети может оказаться весьма кстати.

Февраль 2010 года: Aardvark

Это сервис вопросов и ответов, который обрел свою известность задолго до Quora. Пользователи задавали вопросы на упрощенном английском и получали на них ответы. Aardvark не был собственной разработкой поискового гиганта. Google просто приобрела этот перспективный проект. Может быть он томился в ожидании Google+? Кто знает, вероятно Google по крупицам собирала те интересные компоненты, которые можно использовать в своей социальной сети.

Октябрь 2010 года: Социальный Поиск (Social Search)

Социальный Поиск стал попыткой Google дать пользователю возможность искать сообщения на заданную своих друзей и знакомых с различных социальных сетях. Некоторые люди до сих пор используют Google Social Search, но его трудно назвать очень распространенным. Возможно, это очередная наработка, которой предстоит пышным цветом расцвести в Google+?

Август 2010 года: Slide

Этот социальный игровой проект Google приобрела за $228 млн (по данным TechCrunch) после того, как ранее инвестировала в одного из ее конкурентов, Zynga. Нельзя исключать того, что в Google Plus игровые наработки обретут более уверенные очертания. Интересно, что именно тогда прозвучало сенсационное заявление директора по исследованиям Google Питера Норвига (Peter Norvig), о том, что социальный аспект являются слабым местом поискового гиганта:

За всю компанию я говорить не могу, но, я полагаю, отсутствие охвата социального аспекта [было величайшей ошибкой Google].

Об этом он сказал в интервью, опубликованном 3 августа 2010 года сетевым ресурсом Slate.

Июль 2011 года: Google+

Несмотря на то, что Google+ на данный момент закрытая тестовая бета-версия, новая социальная сеть поискового гиганта привлекла к себе массу внимания. Люди буквально сбиваются с виртуальных ног в поисках инвайта в Google Plus.

Эрик Мэк считает, что возможно как оптимистическое, так и пессимистическое развитие истории G+:

Потенциально Google+ может совместить в себе уроки, вынесенные из рассмотренных выше «социальных приключений», не считая интеграции многих иных принадлежащих Google решений, не последними из которых являются Picasa, YouTube и Android. И снова таки, потенциально G+ может стать очередным пунктом этого длинного списка.

Источник: Pcworld.com, News.techworld.com, Orkut.com, Code.google.com, Googleblog.blogspot.com, Lively.com, Google.com/friendconnect, Google.com/latitude, Wave.google.com, Vark.com, Techcrunch.com, Techcrunch.com, YouTube.com