Достойное завершение старого спора

Не стихают виртуальные баталии между приверженцами iOS и Android. Ни днем, ни ночью не смолкают аргументы, которые бывают и обдуманными, и излишне эмоциональными, и даже откровенно грубыми. Попробуем внести некоторую ясность в саму суть проблемы, которая не так проста, как кажется на первый взгляд. Казалось бы, каждый подобрал для себя то устройство (или набор устройств), которое ему по душе и не о чем препираться.

Кто кого?

Не всем нужны богатые возможности

На что в первую очередь обращают внимание приверженцы продукции Apple? На технические характеристики очередной новинки любимой компании: разрешение экрана, производительность процессора, возможности камеры. Во вторую, впрочем, едва ли не в первую — на особенности дизайна. Тут важен каждый миллиметр, на который устройство стало тоньше своего предшественника.

Все эти тонкости с упоением обсуждаются в многочисленных «яблочных» блогах на самых разных языках нашего огромного мира. Это особая аудитория, умеющая ценить мелочи и детали, придавая им особый смысл.

Экран Retina-качества, могучий процессор, богатейший выбор приложений, славная история великой купертиновской компании. Все эти аргументы идут в ход, когда перед «яблочным» фаном стоит задача убедить приверженца Android в превосходстве iPhone и iPad перед всеми созданными на планете аналогами.

Но вот проблема. Все эти прекрасные возможности вообще неинтересны подавляющему большинству пользователей. Миллионам, десяткам миллионов пользователей смартфонов «умный телефон» нужен лишь затем, чтобы проверить электронную почту, посмотреть прогноз погоды и, возможно (только возможно, но совсем не обязательно!), скоротать время за парой-тройкой простейших игр.

Не секрет, что эппловские устройства стоят совсем не дешево. Разумеется, топовые модели на базе Android по цене не отстают, а порой и опережают. Но так уж сложилось общественное мнение, что Apple это дорогие и престижные устройства, а Android — массовые. И это мнение имеет под собой некоторые основания. Дело в том, что смартфон на базе Android за 4 тысячи российских рублей — реальность.

Не спешите морщить нос и подбирать нелестные эпитеты, а вернитесь выше по тексту. Для того, чтобы проверить почту и посмотреть прогноз погоды такого смартфона будет более чем достаточно. Более того, его обладатель не заметит разницы между своим недорогим аппаратом и топовой моделью на базе Android или даже самим iPhone. Для него не существует всех тех тонкостей, которые представляются важными тонким знатокам возможностей мобильных устройств.

Если мы согласимся с тем, что в мире немало людей, которые не проводят «в обнимку» с телефоном долгие часы ежедневно, то придется согласиться, что бюджетные смартфоны необходимы. И здесь у пользователя фактически нет выбора: Android и только Android! Apple не считает нужным позаботиться о насыщении бюджетного сегмента рынка мобильных устройств. Некоторые считают это продуманной маркетинговой стратегией компании, позволяющей ей «не терять марку», другие находят это упущением. Не об этом речь.

В бюджетном сегменте свои лидеры

Каждая компания сама решает на какую рыночную нишу ей ориентироваться. А это значит, что найдется другая компания (и не одна), которая задумается о тех сотнях миллионов пользователей, которые не собираются переплачивать ни за «навороты», ни за престиж обладания последней моделью популярного девайса. Можно сразу назвать две такие компании: Samsung и Fly. А это Android, все тот же Android, главный конкурент iOS за место под «мобильным солнцем».

Андроид-кексик
Обладатели iPhone и топовых моделей Android-смартфонов на самом деле сравнительно немногочисленная аудитория. Еще менее многочисленна аудитория тех пользователей, которые способны выжать максимум из своих могучих устройств. И тут можно согласиться, что пользователи iPhone в среднем более технически грамотны и делали свой выбор более сознательно.

Причиной тому особый ореол, окружающий компанию Apple и ее продукцию. Ни у одной платформы, кроме эппловской, вообще нет фанов. И Windows и Android просто используют. Спокойно говорят о недостатках и достоинствах платформ и, при наличии более интересного выбора, спокойно обратятся в его сторону.

Удивительно даже, что находятся желающие спорить на «андроидной стороне». Впрочем, аргументы их просты и сводятся только к одному: удобно пользоваться, у многих такие же устройства, что облегчает совместимость и взаимопонимание. Если Android-платформа и не может похвастаться преданными приверженцами, то стоит она на прочном «бюджетном» фундаменте. Если обладатель бюджетного смартфона задумается о приобретении топового устройства, то, с большой вероятностью, он остановит свое внимание на «андроидном» телефоне. Нет-нет, не из соображений преданности платформе, а исключительно по привычке.

iOS такого фундамента лишена. В самом начале продвижения iPhone на мировые рынки роль такого твердого основания играли плееры iPod. Сегодня интерес к ним значительно снизился. Поэтому перед Apple стоит крайне трудная задача: убедить пользователя сразу купить достаточно дорогой телефон, который непонятно зачем ему нужен. Не спешите спорить, дорогие читатели. Возможно вам и понятно. Возможно вы каждый день ставите по несколько приложений и увлеченно тестируете их возможности. Мы о тех, кому проверять почту и перед выходом из дому интересоваться, надевать шапку или нет. О тех, для кого телефон продолжает оставаться средством связи и не более того.

Таким образом, нынешние приверженцы Android это вчерашние обладатели обычных телефонов, которые сейчас в народе принято называть «звонилками». А вот с iPhone дело обстоит иначе. Его предпочли те, кто либо и раньше был очарован шармом компании Apple, либо очаровался им во время той шумихи, которой сопровождался выход самого первого iPhone и которая повторяется в СМИ каждый раз, когда появляется новая модель самого известного в мире телефона.

Очарование — главный фактор успеха iPhone

Пользователи iPhone бывают самыми разными: они молодые и пожилые, технически грамотные и все еще тоскующие по дисковым аппаратам. Но «фактор очарования» это то, что объединяет их всех. Так вот, ни одна другая компания не умеет (а может и просто не желает) создавать такой «фактор». Не слишком уж он надежен. Появится новая мода и люди ринутся ей следовать, забыв о вчерашних желанных предметах и бросив их пылиться на верхней полке шкафа.

Эта тенденция подтверждается тем, что каждый раз, когда появляется очередной iPhone или iPad, преданные ценители начинают считать прежнюю версию «старьем» и мечтать о новинке. Тенденция, которая ранее не была свойственна продуктам любимой компании.

В эпоху «гонки процессоров», развернувшейся в конце минувшего — начале нашего века, все было наоборот. В «Макинтошах» ценили долговечность, о них говорили, что эти компьютеры и спустя несколько лет остаются достойными машинами, в то время, как PC приходилось «апгрейдить» несколько раз в год, настолько быстро они морально устаревали.

Сегодня ситуация обратная: пользователи Android-устройств не спешат менять своего электронного помощника на «самую-самую» модель, как только та появится. А устройства Apple исправно «устаревают» с каждым выходом «обновки».

Что сейчас более всего разочаровало людей, когда были представлены iPad 4 и iPad mini? Недостаточно интересные технические характеристики? Ничего подобного! Только и слышно: «Не успели обзавестись «третьим» The New iPad, как появилась «четверка» и превратила его в «старье»». Пользователей Android это вообще ни капли не заботит. Все более новые и мощные смартфоны появляются постоянно и не становятся объектом вожделения. Кому необходимо, те их и приобретают, без ажиотажа, без криков о том, что смартфон, которому всего пару месяцев от роду успел «безнадежно устареть» лишь потому, что на рынке появилось нечто помощнее.

Получается, что в угоду своему «фан-клубу» компании Apple следовало бы пореже обновлять свою мобильную продукцию. Лишь затем, чтобы они продолжали чувствовать себя обладателями самых престижных в мире планшетов и смартфонов. Купертино приходится действовать с оглядкой на своих преданных ценителей, в то время как без внимания остаются те люди, которые еще незнакомы с продукцией компании.

Отказ от разработки бюджетных устройств это та же «оглядка», позволяющая обладателям iPhone и iPad ощущать свой особый статус по сравнению с другими людьми, даже владельцами топовых Android-моделей. Как же, платформа, под которую не существует дешевых девайсов!

Помните, несколько лет назад постоянно всплывали слухи о якобы грядущем iPhone nano (он же «мини»). Миниатюрный и, следовательно, дешевый iPhone так и не появился. Наоборот, дебютировал iPhone «макси». Можно только вообразить себе насколько расширилась бы пользовательская аудитория iPhone, если бы на рынке появились дешевые смартфоны Apple. Но такое решение компании было бы неоднозначно воспринято ее преданными ценителями. Они усмотрели бы в этом низведение предмета престижного потребления до статуса обычной вещи, обычного телефона, которым станут пользоваться обычные люди, не склонные ни переплачивать за бренд, ни часами доказывать окружающим его достоинства.

Очередное чудо из Купертино может стать новой темой для споров

Другое дело, что у Apple существует (по крайней мере, до сих пор существовал) особый талант: создавать новые категории устройств, предоставляя конкурентам соревноваться за лидерство на «отработанных» купертиновцами рынках. Только за последние пять лет компания проделала это дважды: создав в 2007 году iPhone и в 2010 — iPad. Можно долго спорить и доказывать, что смартфоны и планшеты существовали и ранее. Да, существовали и пользовались весьма ограниченным спросом. Да, умение купертиновцев состоит не в том, чтобы изобрести (invent), а в том, чтобы изобрести повторно (reinvent).

Если компания в ближайшее время «переизобретет» еще одну категорию устройств, то тогда спор между пользователями iOS и Android вообще потеряет всякий смысл, а у «фан-клуба» Apple появится новая тема для разговоров на ближайшие несколько лет. Вопрос в том, произойдет ли это чудо еще раз (или даже не раз) и произойдет ли вообще. Дело в том, что компания Apple интересна своим приверженцам именно в роли инноватора, флагмана прогресса, которым можно гордиться. Только в таком контексте в Купертино могут позволить себе не задумываться о бюджетном сегменте рынка, оставляя его конкурентам целиком и полностью.

Только те, кто посвятил себя созданию принципиально новых вещей, могут не отягощать себя повседневной рутиной по производству вещей обычных. Только те, кто способен раз за разом повторять свой прежний опыт создания чего-то, что не существовало прежде. Но и в этом случае спор «iOS vs Android» лишен всякого смысла. Кто бы что ни говорил, а iOS-устройства сейчас вошли в ту фазу, в которой они могут считаться только обычными вещами. Хорошими, мощными, красивыми, но совершенно обычными. И в этом качестве им приходится конкурировать с другими, столь же обычными, вещами, теми же устройствами на базе Android.

Если Apple сохранит темпы, заданные ею в последние годы, то в следующем, 2013 году нам предстоит увидеть что-то новенькое. Напомним, что iPad появился три года спустя после триумфального дебюта iPhone. Если это так, дискуссию можно сворачивать уже сейчас и готовиться к новой. Если не так, то ее тоже можно сворачивать: в мире уже есть две (примерно равнозначные) мобильные платформы с примерно одинаковым набором приложений: iOS (700 тысяч); Android (600 тысяч). Вскоре во всей красе подоспеет и третья: Windows 8. Возможно, наконец, подтянется и четвертая: что-то на базе Linux для самых бюджетных устройств. Рано или поздно наступит определенное равновесие и основным преимуществом станет только соотношение «цена/возможности», как это произошло давным-давно на рынке персональных компьютеров, на котором, кто бы и что ни доказывал, устойчиво лидируют Windows PC.

Android или iPhone