Как iPad «пожирает» рынок ПК

Год назад блогосфера бурлила активной дискуссией о том, окажет ли появление iPad влияние на рынки ноутбуков и персональных компьютеров, и насколько разрушительным оно будет. Разумеется, мнения различались радикально, однако настрой комментаторов в основном был скептическим. Как показало время и как свидетельствует статистика, в действительности оказалось так, что планшету Apple удалось отнять долю рыночного пирога у самых разных категорий продуктов.

Как iPad «пожирает» рынок ПК. Фото.

В прошлом году, если кто-нибудь смел выступить с дерзким предположением о том, что после выхода iPad рынок нетбуков обречен, львиная доля комментаторов обязательно предложила бы этому человеку пройти курс лечения от «яблофагии» или просто убиться о какой-нибудь твердый предмет. «Свалился под стол. Это самое глупое, что я читал в своей жизни» — так выглядел самый распространенный вариант комментария к таким материалам. Однако ближе к концу 2010 года тональность таких сентенций стала постепенно меняться, пока не развернулась на 180 градусов.

Сегодня по-прежнему довольно часто можно увидеть критические высказывания против iPad, однако теперь уже никто не смеет отрицать, что это устройство смогло занять свою нишу на рынке и изменить правила игры. Продажи iPad за это время смогли превзойти ожидания даже того меньшинства, которое оптимистично смотрело на этот продукт с самого начала. Аналитики продолжают пересматривать свои прогнозы о продажах в сторону увеличения, а эксперты, которые выражали скепсис, сегодня либо молчат, либо со стыдом признают свои ошибки.

Как iPad «пожирает» рынок ПК. Фото.

В опубликованном на прошлой неделе отчете Gartner сообщается, что поставки персональных компьютеров по итогам первого квартала значительно сократились относительно аналогичного периода прошлого года. Если быть более конкретным, в США общий объем поставок ПК снизился на 6,1%. Hewlett Packard отчитывается о 3,5-процентном спаде, Dell потерял 12%, а Acer продал почти на 25% компьютеров меньше, чем в первом квартале 2010 года. В то же время продажи Apple выросли за этот период почти на 20 процентов.

Один из аналитиков Gartner выразил мнение, что этот спад связан с тем, что покупатели начинают «переключать свое внимание» на планшетные компьютеры и другие устройства. При этом «планшет» здесь выступает практически как синоним iPad, который контролирует 70% этого рынка и который, как ожидается, в этом году будет продан в количестве 45 миллионов штук.

Таким образом, вещь, которая казалась год назад невероятной, постепенно становится действительностью: iPad действительно удается заменять для некоторых пользователей персональный компьютер. Однако попытаемся более подробно рассмотреть то, как планшет Apple будет постепенно подрывать доминирующее положение ПК.

1.     Благодаря iPad рынок играет по правилам Apple.

Ошеломительная популярность платформы iOS вынуждает остальных представителей отрасли играть по правилам, которые создала Apple. Эта компания стала ориентиром, которого приходится придерживаться другим производителям, хотят они этого или нет. Если вы производите ПК, ноутбуки, нетбуки или планшеты и хотите иметь успех, теперь вам просто необходимо иметь собственный магазин приложений. Кроме того, вам необходимо поддерживать и процессоры с более малой производительностью, как это удается iPad. Если мы взглянем на Microsoft, то мы увидим, что с каждой новой версией Windows росли и аппаратные требования. Однако недавно стало известно, что Windows 8 будет поддерживать ARM, и без влияния Apple тут явно не обошлось. Если вы делаете планшеты, то по работе мультитач-интерфейса они должны быть сопоставимы с iPad. Ну и конечно крайне желательно иметь собственные розничные магазины, в которых будут продаваться ваши продукты. Таковы правила Apple, и играть по ним индустрия начала благодаря успеху iOS. Сегодня для всех очевидно, под чью дудку пляшет рынок, и это продолжает ослаблять позиции Microsoft.

Как iPad «пожирает» рынок ПК. Фото.

2.     iPad усугубляет неопределенность вокруг будущего Windows.

Раньше будущее для нас было таким очевидным. Долгие годы Билл Гейтс рассказывал нам, как в будущем мы все будем пользоваться планшетами на базе Windows и управлять ими с помощью стилусов и голосовых команд. Также много рассказывалось о различных мобильных устройствах Windows. По прогнозам Гейтса, в этом году у каждого уже должен был быть девайс под названием Ultra-Mobile PC (UMPC), а также телефон на базе Windows Mobile или Windows Phone. Однако судьба распорядилась так, что будущее стало другим, и что-то нам подсказывает, что план Гейтса не реализуется уже никогда. Наиболее вероятное будущее для персональных компьютеров и других устройств это то, которое описывает Apple: мультитач-ПК, мультитач-планшеты и мультитач-телефоны.

3.     iPad разбивает в пух и прах концепцию функциональности Microsoft

Как мы знаем, Альберт Эйнштейн определил безумие следующим образом: это когда человек помногу раз делает одно и то же и при этом ожидает разных результатов. Если взглянуть через эту призму на Microsoft, то можно заключить, что его менеджменту давно пора в сумасшедший дом. Вся история этой корпорации за последние годы сводилась к одному и тому же: каждый раз выпускалась слишком функциональная операционная система, работающая на устройствах с недостаточной производительностью. Так они поступили, когда выпустили UMPC (неравный брак между Microsoft Vista и девайсом размером с Apple Newton). Так же они сделали и в случае с Windows CE и Windows Mobile. И если взглянуть на нынешние планы Microsoft, то создается впечатление, что история их так ничему и не научила. Казалось бы, что может быть более мудрым и рациональным, чем выпускать планшеты на базе Windows Phone? Пользовательский интерфейс Windows Phone 7 работал бы на планшетном компьютере просто идеально. Рассчитанный на телефоны, он позволял бы пользователям более просто и удобно управлять своим устройством, а также наверняка обеспечил бы более продолжительный срок работы аккумулятора. Однако и на этот раз инженеры Microsoft решили пойти особым, одним им ведомым путем и заявили, что планируют устанавливать на планшеты Windows 8. И это притом, что iPad задал достаточно высокие стандарты в плане производительности и расхода энергии батареи. В данной ситуации вряд ли можно ожидать, что Windows когда-либо сможет взять такую высоту.

Как iPad «пожирает» рынок ПК. Фото.

4.     iPad прививает пользователям Windows «яблочное» мировоззрение

Мало кто говорит об этом, но этот факт не может не поражать воображение: большинство владельцев iPad являются пользователями Windows PC. Миллионы людей переходят с одной платформы на другую, и в большинстве случаев окончательное решение принимается явно не в пользу Microsoft. И это понятно: освоив iOS и восхитившись ее простотой, понятностью и надежности, пользователи применяют выработанные навыки во время своих первых опытов работы в Mac OS X. В конечном итоге они решаются на переход, который становится для них не таким уж сложным и дискомфортным. Кроме того, длительное пользование iPad полностью меняет восприятие других портативных устройств с дисплеями. Например, владельцы iPad часто ловят себя на том, что на автомате пытаются выполнять мультитач-жесты на своих ноутбуках. Если человек имел счастье обладания планшетом, портативный компьютер в большинстве случаев становится для него менее интересным и благополучно отправляется на антресоли. С каждым новым днем миллионы таких пользователей Windows привыкают к «яблочному» мировоззрению. И когда их ноутбук Dell, HP или Sony устареет, но они все же решат, что отказываться от полноценного компьютера пока рановато, они наверняка захотят уже приобрести не PC, а iMac или MacBook.

5.     iPad заманивает пользователей Windows в магазины Apple Store

Миллионы владельцев iPad, пользующихся Windows PC, рано или поздно попадают в храм под названием Apple Store. И каждый раз, когда они там оказываются, их взору предстают такие удивительные создания как iMac и MacBook. В магазинах Apple можно ощутить полноценное погружение в эту реальность, которая для владельца PC все еще представляется причудливой, но уже куда более понятной, чем раньше.

Как iPad «пожирает» рынок ПК. Фото.

6.     iPad провоцирует «вторичный каннибализм».

Благодаря iPad теперь многие люди хотят иметь планшет. Однако нельзя отмахнуться от правды: далеко не все хотят приобретать iPad. Некоторые из них ненавидят iTunes, другие боятся чрезмерно «закрытой» платформы Apple. iPad недостаточно производителен по сравнению с некоторыми конкурентами, не поддерживает Flash, не имеет портов USB и SD-слотов и т.д. Однако мотивация большинства таких «айпадоненавистников» состоит в обычном нежелании следовать моде. Все-таки iPad является феноменом массовой культуры, и они инстинктивно испытывают брезгливость от мысли о присоединении к этой культуре. Поэтому вполне логично, что они предпочитают планшет на базе Android. Не будем кривить душой и скажем, что эта платформа очень хороша, и новые планшеты, основанные на ней, тоже весьма неплохи. Однако давайте взглянем правде в глаза: большой спрос на планшеты Android стал возможен исключительно благодаря iPad. Google имеет успех на рынке, который не существовал до тех пор, пока Apple не создала его, и успех поискового гиганта зиждется лишь на антагонизме определенной части аудитории относительно продукции Apple. Ну а что касается рынка ПК, то ему планшеты на базе Android, конечно же, тоже угрожают.

Как iPad «пожирает» рынок ПК. Фото.

7.     iPad побеждает в битве за наших детей.

Пожалуй, еще более существенный удар по персональным компьютерам iPad наносит им в виде бомбы замедленного действия, которую он закладывает, проникая в сердца и умы детей. Когда-то сентиментальная Уитни Хьюстон пела: «Я веру, что дети – наше будущее». Если у вас есть дети и iPad, то наверняка он является их самой любимой игрушкой. Если взглянуть на рейтинг брендов, наиболее популярных среди американских детей, то первое место делят Disney и iPad. С молодых ногтей привыкнув к мультитач-интерфейсу, эти дети вряд ли когда-либо заходят пользоваться мышью. И единственный способ для PC хоть как-то конкурировать в этом сегменте, пожалуй, будет состоять только в отчаянных попытках копировать каждый шаг Apple.

В заключение отметим, что отчет Gartner, конечно же, не доказывает напрямую, что спад продаж персональных компьютеров зависит непосредственно от успеха iPad. Однако если вспомнить закон сохранения энергии и взглянуть на статистические данные, то можно догадаться, кто завладел теми процентами, которые потерял PC.

Источник: CultOfMac.com