Самый опасный конкурент Apple — сама Apple

Представьте себе на минутку, что вы работаете в крупной технологической компании. Не Apple. Допустим, вы Стив Балмер, Майкл Делл, Мэг Уитмен, Ларри Пейдж или Пол Отеллини. Что вы почувствуете на следующий день после того, как генеральный директор Apple, Тим Кук, представит новый iPad? Вы недооцените устройство, назвав его всего лишь промежуточным улучшением, тем же скромным планшетом с лучшим экраном и доступом к быстрой передаче данных? Или не сомкнете ночью глаз? Вы будете ворочаться, переживая за то, что Apple может окончательно расправиться с конкурентами, зацементировать свое первое место? iPad выглядит совершенно непобедимым.

the_new_ipad_buyers_guide_imore-620x413

Что ж, можно сказать одно, мой гипотетический друг-директор: ты напуган. Тебе придется выставить лучшего воина, чтобы одолеть бойца Apple. Но в схватке с iPad тебя ждет лишь бесперспективняк. Шансы на то, что ты сможешь обойти iPad, чрезвычайно малы. Все против тебя.

Pro

Конечно, дабы оставаться объективным, нужно избегать превосходных степеней и отказываться от таких эпитетов в сторону Apple, как «огромный, удивительный, изумительный, невероятный» и прочих. Но также можно заметить, что конкуренты Apple не видят потенциальной угрозы, которая стоит перед ними. В середине 2010 года, когда стало ясно, что iPad — это блокбастер в мире технологий, Фархад Манджу (Farhad Manjoo) с ресурса Slate набросал несколько сценариев для рынка планшетов. По первому, планшет повторяет судьбу iPhone в мире смартфонов — устройства, на котором зиждется немаловажная доля успеха Apple. Но в этой сфере есть вполне годные альтернативы, предлагаемые конкурентами. Если бы iPad укоренился на рынке планшетов как iPhone — на рынке смартфонов, то для Microsoft, Dell, Intel, HP, Samsung, HTC и Google это было бы не очень хорошо, но не смертельно во всяком случае.

Другой потенциальный сценарий был куда менее оптимистичным для конкурентов Apple. Это модель iPod. По плану, Apple выпускает совершенно новый продукт, определяющий свою категорию. Конкуренты начинают реагировать, пытаясь представить что-то похожее, но с каждым годом Apple выдает еще более привлекательный вариант, каждый раз оставляя оппонентов позади. При этом параллельно снижает свои цены и расширяет продуктовую линейку, тем самым открывая двери для все более широкой аудитории. В итоге, находит возможность поднять рейтинги с помощью сетевых эффектов и замыкания пользователя в экосистеме. В случае iPod за эти шаги ответили программное обеспечение iTunes и встроенный в устройство магазин. Сложите все эти факторы вместе — и обнаружите, что устройство непобедимо. В 2011 году, спустя 10 лет после своего выпуска, iPod представляет 78% рынка музыкальных плееров.

И вот, прошло два года после того, как планшет Apple впервые появился в продаже. Соперники выпустили десятки альтернативных вариантов, но iPad по-прежнему занимает 60% доли рынка планшетов. Более того, остальную часть рынка представляют не самые лучшие варианты — Amazon Kindle Fire и Nook от Barnes & Noble. Эти устройства продаются в убыток производителям. На мероприятии, где был показан новый iPad, Apple сделала все, что необходимо, чтобы повторить историю iPod. Во-первых, дисплей Retina и 4G-доступ подняли iPad на уровень, откуда его не просто сбросить, даже соответствовать трудно. Во-вторых, Кук расширил линейку продукции и сбросил цены. Новый iPad начинает продаваться от 500 долларов, а iPad 2 — от 400. Видите, к чему дело клонится? Рынок iPad все больше начинает напоминать тот рынок, где безраздельно правит iPod. История движется по спирали. Игра становится все менее перспективной для тех, кто уже сейчас не зацементировал фундамент.

Теперь давайте вернемся к нашим ролевым играм, где вы — конкурент Apple. Как вы обойдете iPad? Явно не ценой. Еще до того, как был представлен новый iPad, конкуренты едва сводили концы с концами, пытаясь держать ценовую планку на уровне Apple, и при этом получать прибыль. Теперь, когда самый дешевый iPad стоит 400 долларов, им будет еще сложнее. Из-за того, что Apple буквально монополизировала рынок ключевых компонентов для планшетов (не без своего толстого кошелька, конечно), многие конкуренты видят свет в конце туннеля там, где можно сделать планшет с похожими возможностями, но по более низкой цене, то есть, продавать его себе в убыток. Но если у вас нет другого способа заработка, вроде большого магазина цифровых продуктов, вы долго не протянете.

Contra

2009654-rocky_iii_l_oeil_du_tigre_1983_07_g-620x399

Ресурс slate.com по-мореходски окрестил новоявленный планшет «непобедимым». Действительно, увидев такой продукт, как iPad, сложно сказать «нет» — отличные технологии в отличной упаковке по отличной цене. Все отлично. Но говорить о непобедимости…

Все и вся можно обойти. Даже iPad. Даже Apple. Против лома есть прием.

В деле крупных компаний никто не оставался безнаказанно недостижимым. Ни IBM, ни Microsoft, ни Sony, ни HP, ни Yahoo, ни Google, ни Facebook — и у Apple не выйдет, хоть забралась она, стоит сказать, действительно далеко.

Где бы была компания, если бы еще до второго пришествия Стива Джобса по совету Майкла Делла свернула бы производство и вернула деньги акционерам?

Mac был на грани. И Apple тоже.

Отсюда можно сделать логичный переход к тому, что Apple не считает себя и свою продукцию непобедимыми. Напротив, думаю, она боится успокаиваться в таком хорошем положении — боится расслабляться. Потому что это опасно.

Говоря буквально, Apple скорее будет следовать принципу Джобса «оставайтесь голодными, оставайтесь глупыми» (stay hungry, stay foolish), поскольку не захочет останавливаться на достигнутом. Компанию куда больше интересуют перспективы будущего. В том числе и ближайшего.

Apple, как Рокки Бальбоа после встречи с Клаббер Лэнгом. Microsoft украла индустрию ПК у Apple. «Яблочная» компания никогда не забудет и не смирится с этим, поэтому будет работать в поте лица, дабы быть уверенной, что в матче-реванше история не повторится.

Как сказал Джобс в своей знаменитой речи для выпускников Стэнфорда, когда вы будете знать, что умрете, вы будете удивительно ясно мыслить. Также, когда вы будете знать, что вас могут обойти, вы почувствуете удивительную свободу.

Apple абсолютно голая. Она не попала в ловушку сытой выручки за последний квартал, надеясь на еще больший успех в будущем. Компания с головой неустанно ныряет в будущее, практически безрассудно.

Она отказалась от флоппи-дисковода в пользу USB и Интернета. Она состарила iPod за счет iPhone. Она срезала продажи Mac с помощью iPad.

Она делает все, что боится делать любой из конкурентов. И компания делает это не только потому, что знает, что ее могут обойти, а потому, что год за годом обходит сама себя.

Тим Кук так много сказал об этом во время презентации нового iPad, а до него об этом твердил и сам Стив Джобс. Вот, что делает Apple опасной. Понимание того, что ее могут обойти.

Сейчас у Apple самое большое преимущество в том, что она не считает себя и свою продукцию непобедимой. Она боится, но это придает ей ясности, четкого осознания того, что она может побеждать каждый год, побеждая себя. Перефразируя Тима Кука, лучше этим будет заниматься Apple, чем кто-то другой. Можно еще сказать, что Apple нашла себе конкурента по уровню. Саму себя.

Источники: slate.com, imore.com

iPad 2021