Майкл Шпиндлер в кресле легендарного Стива. Часть 6. «Дизель» спас Apple от разрушения

Из коллекции британского Macworld. Фото задумчивого великого стратега и бывшего гендиректора  Apple Майкла Шпиндлера по прозвищу "Дизель", который дал шанс появиться  на свет iPod, iPhone и iPad

 

Дорогие читатели, мы обратили внимание, что чем глубже вникаешь в историю компании Apple, тем с большей ясностью осознаешь: без Стива Джобса компания неизбежно погружалась в пучину. Немного странно, у других компаний ведь не было своего Стива и это не мешало им прекрасно себя чувствовать и преуспевать. Почему Apple в былые дни не могла долго обходиться без своего легендарного сооснователя? Вы, люди прекрасно знакомые со всеми тонкостями истории Apple, и вы, конечно же, знаете ответ на этот непростой вопрос и поделитесь им с нашей многочисленной аудиторией.

Бывший глава Apple Майкл Шпиндлер

Сегодня же нам предстоит узнать о величайшей заслуге Майкла Шпиндлера перед человечеством. Он непременно войдет в историю, как человек, ставший на пути планов по разрушению великой компании. Как вы думаете, может быть именно проявленному в решающий момент мужеству Шпиндлера цивилизация обязана появлением iPhone и iPad?

Мы продолжаем ранее начатый цикл о малоизвестном генеральном директоре известной компании. О Майкле Шпиндлере, некоторое время стоявшем у штурвала технологического флагмана по имени Apple. Англоязычная общественность узнала о той роли, которую сыграл в истории Apple Майкл Шпиндлер благодаря стараниям Тома Хормби (Tom Hormby), труд которого «Michael Spindler: The Peter Principle at Apple» является отправной точкой, с которой следует начинать знакомство с историей выдающейся купертиновской компании на рубеже восьмидесятых и девяностых годов века минувшего.

Скалли самоустранился от дел на пике своего триумфа

Сообщение о переходе на PowerPC стало вершиной карьеры Джона Скалли, возглавлявшего в те годы Apple. C этого момента он все меньше и меньше вникал в повседневные дела компании. Оба проекта, и «Kaleida» и «Taligent» провалились, поскольку Скалли не удалось заставить сотрудников довести начатую работу до логического завершения.

Newton, любимое начинание Скалли, становился все менее привлекательным. Затраты времени и денег на этот проект были сокращены. Скалли наблюдал за дорогим ему проектом, отслеживая каждый его мельчайший успех и каждую неудачу.

Сейчас уже очевидно, что самые привлекательные для американских топ-менеджеров Apple проекты того времени были изначально обречены на провал. Успешными проектами 1991-1992 годов стали PowerBook, QuickTime и Macintosh Classic.

Работа над PowerBook велась в строжайшей тайне. Даже сам Шпиндлер имел весьма смутное представление о том, что именно создают инженеры в рамках этого проекта. Помощник Ианна Дьери (Ian Diery) по вопросам маркетинга Сатьяв Кахилл (Satjiv Cahill) решительно отстаивал QuickTime, дерзая спорить со Шпиндлером и даже самим Скалли, который хотел сделать работу с видео доступной только на топовых Mac.

Macintosh Classic был еще одним «гвоздем яблочной программы» тех лет. Шутка ли, самый дешевый «Макинтош» в истории компании, который можно было приобрести за 999 долларов США. Только в 1999 году этот ценовой рекорд был преодолен знаменитыми «елочными игрушками» iMac G3. Компьютер стоил бы на тысячу долларов США больше, если бы Пьюэтту удалось настоять на своем, но в этой дискуссии победа досталась Дьери.

Девушка на смартфоне

Художественная фоторабота из коллекции ресурса Shaanhaider  "Девушка на гребне высоких технологий"

 

Неспособность Скалли держать в руках контроль над ситуацией заставила Совет директоров принимать меры

Совет директоров не мог больше закрывать глаза на беспомощность Скалли, который всегда был лицом компании, обращенным ко внешнему миру. В разные времена повседневными операциями компании довелось поруководить и Стиву Джобсу, и Гасси, и Шпиндлеру. Впрочем, бразды правления мог на время получить любой менеджер компании, к которому Скалли был благосклонен. Скалли взял в свои руки контроль в часы кризиса и скорее создал новые проблемы, чем выработал комплексную стратегию (если не считать задачи по охвату 10% рынка персональных компьютеров, которая, что ни говори, совершенно конкретна).

Скалли разъезжал по стране и агитировал за Билла Клинтона. В конечном итоге, Клинтон стал Президентом США и в воздухе начали носится слухи о том, что министром труда станет никто иной, как Джон Скалли. Но министерский портфель достался Роберту Райху (Robert Reich), а Скалли пришлось удовольствоваться ролью почетного гостя на церемонии первого Послания Билла Клинтона «О положении страны», где генеральный директор Apple удостоился чести сидеть рядом с супругой Президента Хиллари Клинтон.

В начале 1993 года Скалли сообщил Совету директоров о своем решении перебраться на Восточное побережье и возглавить IBM. Терпение Совета директоров было истощено, а нижайшие финансовые показатели оборвали последнюю нить, связывающую Скалли с креслом гендиректора Apple.

Скалли снижал рентабельность в надежде на охват более широкой доли рынка, которые бы привело к увеличению и выручки, и прибыли. Продажи росли, но чистая прибыль оказалась катастрофически малой. В 1992 году Apple заработала немногим более 500 миллионов долларов США, а с начала 1993 года всего 90 миллионов долларов. Для компании, руководство которой подумывало о приобретении Sun или слиянии с IBM, это был удручающий показатель.

Большая часть вины за столь стремительное сокращение денежных поступлений лежала на Шпиндлере. Три «ПоверБука» стали настоящими хитами, причем не только в узком кругу преданных «маководов», но и в мире бизнеса. Эти ноутбуки не только помогали своему владельцу в ведении дел, но и стали показателями его статуса.

Шпиндлер решил, что PowerBook, как и настольные компьютеры, достаточно обновлять раз в полтора года и… оказался неправ. Рынок перенасытился альтернативными решениями, и продажи ноутбуков Apple ушли в глубокое пике. Тысячи и тысячи PowerBook 100 пришлось продать по цене дешевле себестоимости. На Западном побережье такой великолепный для своего времени ноутбук можно было купить за 999 долларов США, а на Восточном за 1099 долларов США.

Скалли хотел улучшить положение компании,… разделив ее

Перед уходом из компании у Скалли появился еще один план спасения Apple. Служащий рожденной из лона Apple компании Claris Дэн Эйлерс (Dan Eilers) еще в 1980-е годы неоднократно предлагал компании лицензировать программное обеспечение «Макинтоша» для сторонних фирм. Это предложение неизменно наталкивалось на категорический отказ Гасси. Но Гасси, несмотря на любовь и поддержку инженеров, в компании больше не работал.

Поэтому предложение Эйлерса о разделении Apple на две самостоятельных фирмы получило шанс быть выслушанным. План Эйлерса состоял в том, чтобы одна из двух новых компаний Macintosh Co. занималась исключительно аппаратной частью, а вторая работала над Mac OS, Newton Intelligence и AppleSoft. Скалли очень понравилась эта идея, благодаря которой снятая с «аппаратной привязи» Mac OS становилась более привлекательной для сторонних компьютерных компаний, которые со временем могли проявить желание слиться с софтверной компанией воедино. Таким образом возникла бы альтернатива Microsoft Windows. На сцене могла бы появиться еще одна сильная операционная система, которая могла бы устанавливаться на различные компьютеры, а не только на «Макинтоши».

Скалли с согласия Совета директоров принял на работу маэстро бухгалтерского учета Артура Андерсона (Arthur Anderson), которому предстояло заняться подготовкой казавшегося неизбежным разделения компании. Скалли возглавил бы AppleSoft, а Шпиндлеру досталось бы кресло генерального директора Macintosh Co.

Разделение Apple повышало конкурентоспособность разработанных в ее недрах решений. А как же! Компьютеры стали бы дешевле и никого не интересовала утрата ими той искорки инновационности, которой всегда, даже в самые трудные годы, славилась купертиновская компания. Инженеры AppleSoft получали возможность работать над подобными «Taligent» софтверными проектами будущего.

Девушка читает iPad

Фото-превью из коллекции ресурса Media.tecca.com.  Если бы не Майкл Шпиндлер, у этой девушки не было бы iPad

 

Шпиндлер спасает грядущий iPad

Компании Apple могло бы не существовать сейчас, если бы не решительный отпор, который встретила идея ее разделения у Майкла Шпиндлера. Он не хотел застрять в лишенной новаторской изюминки одной из многочисленных компьютерных фирм по имени Macintosh Co. Свои возражения он высказал Скалли во время сиднейской конференции по продажам. Скалли был обескуражен сопротивлением Шпиндлера. Он мог бы убедить Дьери возглавить Macintosh Co., но в воздухе витало твердое убеждение в том, что распад Apple несет конец ее репутации кузницы инноваций. Скалли признал свое поражение и в начале мая 1993 года сообщил Совету директоров о том, что намеченное разделение не состоится.

Сообщил и… оказался лицом к лицу с новой проблемой. Шпиндлер разрушил его титаническое усилие, направленное на спасение компании, финансы которой все настойчивее «пели романсы». Причиной такого незавидного положения Apple стал просчет, допущенный с PowerBook, о котором подробно рассказывалось выше.

В отчаянии Скалли сообщил о своем решении покинуть пост в конце года, но Совет директоров не желал ждать так долго. Прежний верный союзник Скалли секретарь Совета директоров Ал Эйзенштат (Al Eisenstat) на собрании Совета поднял вопрос о смещении гендиректора. Был тому и повод: Скалли сообщил о значительном сокращении денежных поступлений. Было решено собраться через десять дней, чтобы тщательно изучить финансовое положение компании и, возможно, принять предложение IBM, желавшей купить Apple.

Интересный и не слишком широко известный штрих биографии Майкла Шпиндлера. Оказывается, именно благодаря ему наши читатели и миллионы людей во всем мире могут наслаждаться iPhone. Если бы не воля «Дизела» ни эппловских смартфонов, ни знаменитых планшетов iPad, ни даже всколыхнувших музыкальную индустрию плееров iPod могло бы не быть вообще.

Как вы думаете, были бы созданы все эти удивительные вещи, если бы план бывшего руководителя «Пепси» Джона Скалли по разделению Apple был реализован? Кто в мире технологий мог бы принять на себя ту инновационную эстафету, которую уже более трех десятилетий несет великая компания, головной офис которой располагается в маленьком городке Купертино? И появились ли вообще те новые категории устройств, которые стали сегодня привычными и обыденными? А может быть, если бы идеи Скалли восторжествовали, мы стали бы зрителями еще более захватывающей технологической пьесы?

Содержание цикла «Майкл Шпиндлер в кресле легендарного Стива»
Часть 1. Великий стратег, шагающий к власти
Часть 2. Марш инженеров в поддержку Гасси
Часть 3. Windows наносит сокрушительный удар
Часть 4. IBM. Альянс с соперником
Часть 5. PowerPC. Становление традиции

Содержание цикла «Главы о звездном главе Apple»
Часть 1. Apple Store: Путь из бездны краха к пику триумфа
Часть 2. Photoshop помог Apple в трудные дни

Источники:
1. Lowendmac.com, «Michael Spindler: The Peter Principle at Apple», Том Хормби, 6 апреля 2006 года
2. En.wikipedia.org, «Michael Spindler»
3. Nytimes.com, «Apple Expects It Will Lose $700 Million», Джон Марков, 28 марта 1996 года
4. Nytimes.com, «An ‘Unknown’ Co-Founder Leaves After 20 Years of Glory and Turmoil», Джон Марков, 1 сентября 1997 года
5. Shaanhaider.com
6. Media.tecca.com
7. Macworld.co.uk

Джон СкаллиСтив Джобс