«Потерянные» годы Стива Джобса. Действие 1. NeXT

Когда человек становится легендой, каждое упоминание о нем, каждое неопубликованное или неуслышанное в свое время интервью становится на вес золота. Стив Джобс не всегда был в Apple. Да, он сам признавал, что его судьба и судьба Apple были неразрывно связаны. Это как любовь на расстоянии. Стив Джобс до последнего был с Apple, но были в его жизни и моменты, когда его любимая компания оставалась вне зоны доступа. Именно об этих годах будет наше повествование.

Бегущий Стив Джобс

Журналист Брент Шлендер (Brent Schlender) поделился с общественностью записанными в аудиоформате интервью, которых никто нигде и никогда не слышал. До сегодняшнего дня. Предлагаем вашему вниманию вырезки из материала Шлендера и комментарии AppleInsider.ru.

Если бы по жизни Стива Джобса поставили оперу, это была бы трагедия в трех актах. Назывались бы они примерно так:

Акт I: Основание компании Apple Computer и начало индустрии персональных компьютеров.

Акт II: Годы отчуждения.

Акт III: Триумфальное возвращение и трагическая смерть.

Первый акт был бы пикантной комедией о смелом и гениальном принце, который был изгнан из своего же королевства. Заключительный акт повествовал бы о том, как мудрый и многое переосмысливший принц вернулся и вылечил своих подданных, которые сами не ведали, что творили. Оба акта были бы похожи на волшебную сказку, достойную своим пафосом пера самого Шекспира.

Но второй акт — Годы отчуждения — окрашен совершенно в другие тона и пропитан совершенно другим духом. Суть этого действия выражена в названии акта, то есть в удобной фразе, которой журналисты и биографы описывают время с 1985 года по 1996, когда Джобс был далек от Apple. Этот промежуточный период стал ключевым для Стива. И возможно — самым счастливым. Он остепенился, женился, завел семью. Но самое главное — это его работа в двух других компания, NeXT и Pixar, где Джобс научился быть лидером и стал тем человеком, который был способен возродить Apple и поднять ее до невообразимых высот.

Разговор со Стивом Джобсом

Стив Джобс

Стив Джобс, слегка похожий на Мавроди

На первый взгляд, что может выглядеть более удивительным, чем босоногий хиппи, который бросил колледж Рид, чтобы отправиться исследовать Индию практически пешком? Таковы уроки бизнеса Стива Джобса. Другими словами, он рос. Не по дням, а по часам. Каждую секунду своего существования. Если убрать мелкие моменты, сюжет второго акта может лечь в основу фильма для студии Pixar. Лейтмотив можно уложить в один простой тезис: «Это история о том, как главный герой меняется в лучшую сторону».

Я брал интервью у Джобса для Fortune и The Wall Street Journal с 1985 года, но я даже не мог и близко представить себе важность этих «потерянных» лет, пока прошлой осенью Стив не покинул нас. Поскребя по сусекам, я нашел три десятка кассет с записями обширных интервью — некоторые длились по три часа — которые я брал у него на протяжении 25 лет. Фрагменты вы найдете в этом повествовании. Многие из тех кассет я никогда не прослушивал, некоторые даже не были расшифрованы. До сегодняшнего дня. На некоторых была записана болтовня его детей на кухне. В некоторых местах он нажимал на паузу, чтобы сказать то, что боялся оставить во всеуслышание. Это невероятно интересно.

Уроки невероятно ценные: Джобс сложился как управленец и начальник, научился идти с людьми на компромисс. Он стал корпоративным архитектором, который видит скелет бизнеса насквозь так же, как архитектор разглядывает макет строящегося здания. Такими людьми он и сам всегда восхищался. Он стал мастером переговоров, научился управлять талантливыми людьми на примере художников в Pixar. Что самое важное, он научился искусству адаптации, которое сыграло ключевую роль в пошаговом подъеме Apple за последнее десятилетие.

[Думаю, не ошибусь, если скажу, что наши читатели считают, что этот период в жизни Джобса, то есть его изгнание и отчуждение, самый печальный. На самом деле нет.]

Одиннадцать лет — это очень много. Особенно когда твое время пребывания на земле подходит к концу. Но как вы знаете, многие люди — особенно творческие — наиболее плодовитыми становятся годам к 30-40. Невероятный успех Apple за последние 14 лет жизни Джобса с лихвой покрывает эти «потерянные» годы. Но они на самом деле изменили все. Пока я слушал кассетные записи, я понял, что эти годы по сути и стали самыми продуктивными.

Стив Джобс не блуждал бесцельно по пустыне после того, как был отстранен от Apple в 1985 году. Он не был беспечным русским бродягой, он горел жаждой мести, он хотел отомстить тем, кто обернулся против него, и доказать миру, что он не просто мальчик для битья. Спустя несколько дней после изгнания, он неожиданно продал свою долю в Apple, выручив около 70 миллионов долларов, и приступил к созданию другой компьютерной компании, в этот раз названной NeXT. Этот стартап позиционировался как механизм для революции в сфере образования с помощью мощных и красивых компьютеров. А на самом деле, это была ставка на то, что однажды Джобс вернет себе лучшую часть Apple.

Стив Джобс

Стив Джобс и Джордж Лукас

Стив Джобс жестко торговался с Джорджем Лукасом, покупая группу, которая стала Pixar, всего за 5 миллионов долларов. Лукас никогда не пожалел о продаже, между прочим. Более того, большая часть постпродакшна Pixar была сделана в его студии на Skywalker Ranch.

За все годы джобсова отчуждения от Apple, я не могу припомнить ни одного хорошего слова, которое Джобс сказал бы в адрес руководства компании. Сначала он ныл о том, как генеральный директор Джон Скалли «отравил» культуру этого места. Шли годы, слава Apple постепенно меркла, и Джобс снова начал: «Сейчас она похожа на злую ведьму из страны Оз, которая кричала: “Я таю, я таю!”» [ведьму звали Гингема или Бастинда].

«Компании крышка. Они не могут сделать хороший компьютер, чтобы спасти свои шкуры. Им нужно больше вкладываться в индустриальный дизайн, представить заново фактор новизны. Но нет, они нанимают [Гила] Амелио [на пост генерального директора]. Это как если бы Nike наняла парня, который бегал в обуви Kinney».

В NeXT Джобс хотел создать замечательный компьютер. Он хотел сделать это с помощью огромных ресурсов (около 100 миллионов долларов), заручившись поддержкой Х. Росс-Перота (H. Ross Perot), японского производителя принтеров Canon и Университета Карнеги-Меллона. Он хотел сделать это с помощью удивительного автоматизированного завода в Фремонте, Калифорнии, где каждая поверхность и оборудование будут окрашены в оттенки серого, черного и белого. Он хотел сделать это стильно, работая с архитекторами на постоянной основе в штаб-квартире в Редвуде, и придать компьютеру особую эстетику. Штаб-квартира NeXT на тот момент выглядела в духе современных Apple Store. Ключевой особенностью была лестница, которая словно плавала в воздухе.

Еще он собирался сделать это с революционной организацией, с тем, что он сам называл Открытой Корпорацией.

Волшебная шляпа Стива Джобса

«Представьте себе это следующим образом», — говорил он. — «Если вы посмотрите на свое собственное тело, ваши клетки специфичны сами по себе, но каждая из них составляет общий план для всего тела. Мы считаем, что наша компания будет лучшей из всех возможных компаний, если каждый работник будет знать общую задачу и будет использовать это в качестве критерия для принятия решений “против”. Мы полагаем, что множество мелких, средних и крупных решений будут приниматься лучше, если все люди будут понимать их».

[Как сказал Вольтер, «все к лучшему в этом лучшем из миров». Но вы ведь знаете, что его «Кандид» был всего лишь троллингом Лейбница. У Джобса была весьма смелая теория, но…]

Если представить время Джобса как путешествие по школе бизнеса, старт в NeXT был похож на те дни, когда каждый ученик думает, что знает все и сможет перевернуть мир. На самом деле, Джобс все сделал неправильно. Открытая Корпорация на практике была полным провалом. Ее отличительной чертой было то, что даже зарплаты сотрудников не были секретом. Короче, план не сработал. Все сделки проводились с расчетом, что самую большую выгоду получат ключевые сотрудники.

Весь бизнес-план Джобса был написан неправильно. Прошло два года, прежде чем NeXT наконец-то стала что-то предлагать пользователям. Когда компьютер NeXTcube вышел на рынок, он был слишком дорогим, чтобы захватить серьезную долю рынка. В конце концов Джобс признал, что «эта красивая машина», которую он придумал с инженерами, стала провалом. Он уволил большую часть сотрудников и перевел компанию с производства аппаратного на написание программного обеспечения. Сначала была переписана операционная система NeXT, которая называлась NextSTEP и запускалась на компьютерах на базе Intel. Компания также создала гениальную среду для разработки, которая получила название WebObjects и стала самой продаваемой программой компании.

Джобс не мог знать, что WebObjects позднее послужит отличным инструментом в создании онлайн-магазина Apple, ну или что NextSTEP перекочует в Apple. Дорога NeXT была очень каменистой, видимо из-за того, что компания родилась из желания мести. Она была хороша настолько, насколько вообще хорошим может быть хобби.

Из трех компаний, в создании которых был замешан Джобс, Pixar стала чистейшим выражением корпоративной и организационной части его характера. NeXT была ребенком мести и злобы, Pixar была дитем любви.

Следующая часть: Pixar. До завтра и не переключайтесь!

Вопрос читателям: как считаете, были ли годы Стива Джобса, проведенные вне Apple, «потерянными»?

Источник: fastcompany.com, по записям Брента Шлендера. Иллюстрации, использованные в статье, нарисованы на iPad Джорджем Коломбо.

Стив Джобс