Скалли любит Пепси больше Apple

Фото Дианы Уокер из коллекции Getty Images. Стив Джобс (слева от читателя) с Джоном Скалли (справа от читателя)

Бывший генеральный директор Apple пооткровенничал с индийской журналисткой. Оказалось, что он всегда предпочитал торговлю фаст-фудом своей работе в компании Apple, но нисколько не жалеет о том, что помог гениальному Стиву Джобсу менять мир. Вчера эта тема была нами уже слегка затронута и, поскольку она вызвала невероятный интерес у наших читателей, предлагаем вашему вниманию более подробный пересказ тезисов сенсационной беседы с бывшим главой компании, любимой миллионами.

Стив Джобс и Джон Скалли

Без малого тридцать лет тому назад великий Стив Джобс позвал Джона Скалли (John Sculley) с собой менять мир:

Вы хотите всю жизнь торговать сладкой водичкой или пойдете со мной менять мир?

Так президент компании PepsiCo перешел в Apple Computers. Впоследствии отношения этих людей складывались непросто. Семидесятидвухлетний Скалли уверен в том, что именно сейчас самая светлая полоса его жизненного пути. Он стал наставником и инвестором (располагает семейным офисом) и наслаждается работой в окружении талантливых предпринимателей.

Apple была лишь эпизодом в его насыщенной событиями трудовой биографии. Сейчас он использует iPad, Macbook Air и iPhone. Бывший глава Apple дал по электронной почте интервью Сангите Кандавел из Economic Times, в котором окинул мысленным взором вехи своей славной карьеры и поведал о том, каким ему представляется будущее высоких технологий.

Не жалеете ли вы о том, что приняли предложение Стива Джобса?

Нет. Я всегда считал, что упустил бы шанс, если бы отверг предложение Стива Джобса и не пошел помогать ему менять мир.

Что вы могли бы посоветовать индийским ИТ-компаниям? Как им вести себя на рынке США, чтобы успешнее конкурировать с IBM и Accenture?

Прежняя модель аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) порядком устарела. Сегодня актуальна новая модель BYOD (Bring Your Own Device, Принеси свое собственное устройство). Для этой модели характерны мобильность, работа с облачными технологиями и облачными накопителями, а также облачными сетями. В нынешней модели платформа выступает сервисом, а это существенно отличается от традиционного «транзакционного» подхода.

В прошлом году я общался в Nasscom и говорил о модели «Деловой опыт в форме сервиса» («Expertise-as-a-Service»). В этом году я еще более убежден в том, что «domain expertise» и сервисы «near-sourcing» сформируют подходы новой эпохи BPO. Столь успешные фирмы, как Accenture располагают значительным опытом, который позволит им уверенно пойти по новому пути и пересмотреть методы работы.

Ныне возглавляющая PepsiCo Индра Нуйи (Indra Nooyi) стремится сместить акценты в сторону здорового питания. В долговременной перспективе это хорошо, но на стадии становления этот подход, похоже, не нравится никому. Какой совет вы могли бы дать Нуйи?

29 лет тому назад я покинул PepsiCo и не имею никаких оснований что-либо советовать Индре Нуйи. В семидесятых годах прошлого века PepsiCo была намного меншей и не столь сложной компанией, как сейчас. Я был первым главой Frito-Lay International (занимавшейся быстрым питанием за пределами США).

Эта работа доставляла мне удовольствие, даже большее, чем те десять лет, в течение которых я возглавлял Apple. В те дни все основывалось на концепте, который мы называли «маркетинг, основанный на опыте» («experience marketing»). Речь идет о «Поколении Пепси» («Pepsi Generation») и «Пепси-вызове» («Pepsi Challenge»). Когда Джобс спросил меня, как «Пепси» удалось столь хорошо проявить себя в «кола-битвах», я ответил ему: «Потому, что наш маркетинг основывался на опыте, а не на продукте». Мы с Джобсом принесли «маркетинг, основанный на опыте» в Apple, представив в 1984 году Macintosh к Суперкубку американского футбола.

Какие уроки, вынесенные из «кола-битв» вам удалось применить, работая в более однородной (по ассортименту товаров) технологической индустрии?

Технологии стандартизируется столь быстро, а инвестиции и научно-исследовательские работы столь велики, что у большинства компаний-поставщиков потребительской электроники нет возможности конкурировать с Apple iPad. Apple продает полноценное готовое решение, весь цикл создания которого контролирует. Технологии в значительной мере принадлежат самой компании; Apple великолепно справляется с цепочной поставок; дизайн iPad бескомпромисен. App Store и Apple Store в значительной мере следуют «маркетингу, основанному на опыте», чем, собственно, на продуктах.

Как вы думаете, что Apple будет делать в дальнейшем?

По моему мнению, Apple ждут долгие славные годы. Из имеющихся на рынке предложений, единственным серьезным конкурентом iPad является Samsung Galaxy. Но мы знаем, что ситуация может быстро поменяться. Apple располагает замечательной командой руководителей. Подобные Sony стараются ответить на вызовы времени проектами, опирающимися на опыт прошлого (в частности, деньги выброшенные на телевизор). Apple же стремится оседлать волну времени и сосредоточить усилия своих талантливых специалистов на проектах будущего.

Сегодня рынок переполнен гаджетами. Есть ли этому предел?

На рынке остается возможность, в особенности актуальная для Индии, Китая и Африки. Речь идет об очень недорогих смартфонах. Многие люди в США, наблюдающие за высокими технологиями, много пишут об альянсе Nokia и Microsoft, как о серьезном сопернике нынешним игрокам рынка смартфонов. Я думаю, Nokia и Microsoft могут удивить индустрию успешными бюджетными смартфонами.

Думаю также, что рано забывать о Windows 8 в качестве мобильной платформы. Версии для разработчиков и Windows 8 и Windows Mobile весьма впечатляющи. Это подтверждает мою точку зрения на модель «Принеси свое собственное устройство» и значении облачных технологий для корпоративного применения.

Источник: Economictimes.indiatimes.com (интервью Сангиты Кандавел с Джоном Скалли), Newslestudio1.blogspot.com, Gettyimages.com

Джон СкаллиСтив Джобс