Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 30. iPad

На этой неделе мы завершаем наш цикл статей, посвященный истории компьютеров компании Apple. Кому-то наш сегодняшний выбор покажется странным, однако разве не можно назвать этот гаджет инновационным, максимально портативным, но все-таки компьютером? iPad являет собой выражение чаяний Стива Джобса о создании по-настоящему персонального компьютера, фантастически простого в управлении и требующего минимум усилий пользователя в его освоении.

Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 30. iPad. Фото.

Для начала напомним несколько сухих, но от этого не менее впечатляющих цифр. Первый iPad был выпущен в апреле 2010 года и за первые 80 дней продан в количестве 3 миллионов единиц. За весь 2010 год Apple удалось продать 14,8 миллиона iPad по всему миру, в результате чего этот гаджет к концу года получил 75-процентную долю на рынке планшетов. На момент выхода в свет iPad 2 в марте 2011 года уже было продано более 15 миллионов «айпадов», что больше всех проданных планшетов других марок вместе взятых. На 2011 год аналитики прогнозируют, что на iPad будет приходиться 83 процента всего рынка планшетных компьютеров в США.

В продолжение на минутку вернемся в историю. Как вы помните из нашего цикла, первым планшетным компьютером Apple было устройство под названием Newton MessagePad 100, представленное в 1993 году. В то же время компания разработала планшет PenLite на базе PowerBook Duo, однако решила не запускать его на рынок, чтобы не навредить продажам MessagePad. Впоследствии Apple выпустила еще несколько карманных компьютеров на базе Newton, и последним из них стал MessagePad 2100, официально снятый с производства в 1998 году.

Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 30. iPad. Фото.

Повторный выход Apple на рынок мобильных вычислительных устройств состоялся в 2007 году с появлением iPhone. Этот смартфон отличался наличием сенсорного мультитач-дисплея и новой мобильной операционной системы – компонентов, которые впоследствии получили свое развитие в iPad. Почти одновременно с появлением на рынке iPhone начали ходить слухи о том, что Apple занимается созданием планшетного компьютера. Славящаяся своей неразговорчивостью компания спокойно наблюдала за тем, как журналисты озвучивали все новые предположения относительно устройства и гадали о том, как оно будет называться: iTablet или iSlate. 27 января 2010 года, наконец, состоялась презентация планшета, которую провел лично глава Apple Стив Джобс в рамках пресс-конференции в Центре искусств Yerba Buena в Сан-Франциско.

Позднее Джобс признался, что Apple начала разработку iPad еще до того, как взялась за создание iPhone. Тем не менее, в то время проект пришлось временно положить на полку в связи с тогдашней дороговизной использованных в планшете технологий. Уменьшив компоненты в размерах, инженеры пришли к выводу, что выпуск более компактного устройства представлялся куда более рентабельным. Так было решено для начала выпустить телефон собственной марки. Кстати, iPad внутри компании проходил под кодовым обозначением К48. Оно стало обнародовано во время судебного процесса, связанного с утечкой конфиденциальной информации об iPad до официальной премьеры устройства.

Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 30. iPad. Фото.

Apple начала принимать предварительные заказы на iPad от американских покупателей 12 марта 2010 года. Интересно, что в период между презентацией и поступлением в продажу планшет претерпел одно изменение: ползунок, служивший для включения и отключения звука, превратился в переключатель для блокировки ориентации экрана. Версия iPad только с поддержкой работы в сетях Wi-Fi поступила в продажу в Соединенных штатах 3 апреля 2010 года. Что касается модели Wi-Fi + 3G, то она начала продаваться 30 апреля того же года. Услуги 3G-связи в США предоставлял оператор AT&T, и iPad продавался с двумя тарифными планами: безлимитным трафиком и предоплаченными 250 МБ в месяц за половину цены. 2 июня 2010 года AT&T объявила, что, начиная с 7 июня, на смену безлимитному тарифному плану придет план с предоплаченными 2 гигабайтами по менее низкой цене. Тарифные планы активируются непосредственно на iPad и могут быть отменены или изменены в любое время по желанию пользователя.

Первоначально iPad продавался через интернет в Apple Store, а также в офлайновых розничных точках компании. После этого он поступил в продажу и в другие торговые сети, в числе которых Amazon, Wal-Mart, Best Buy, Verizon и AT&T. 28 мая состоялся международный старт продаж iPad. Первыми странами, в которые пришел планшет, стали Австралия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Швейцария и Великобритания. Предварительные заказы Apple начала принимать уже 10 мая. Через некоторое время, а именно 23 июля, iPad начал продаваться в Австрии, Бельгии, Гонконге, Ирландии, Люксембурге, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии и Сингапуре. 17 сентября 2010 года начались официальные продажи iPad в Китае.

Успех iPad c самого начала был ошеломительным: в первый же день продаж было реализовано более 300 000 планшетов. К 3 мая 2010 года Apple продажи iPad преодолели миллионный рубеж. К слову сказать, смартфону iPhone для этого потребовалось вдвое больше времени. Во время финансовой конференции Apple 18 октября 2010 года Стив Джобс заявил, что за третий финансовый квартал Apple смогла продать больше «айпадов», чем «маков». В общей сложности до выхода iPad 2 компания продала более 15 миллионов iPad первого поколения.

2 марта 2011 года находящийся на больничном глава Apple вновь вышел на сцену, чтобы развеять слухи о резком ухудшении своего состояния здоровья и представить второе поколение культового планшета. Второй iPad отличается тем, что на 33% тоньше своего предшественника, имеет вдвое быстрый двухъядерный процессор Apple A5 и в девять раз более быстрый графический процессор. Кроме того, планшет получил две камеры, поддерживающие стандарт видеосвязи FaceTime, а также трехосный гироскоп. Среди главных позитивных моментов, которые остались без изменений, выделяют внушительную производительность батареи и доступную цену.

В продажу iPad 2 поступил 11 марта 2011 года на территории США, а 25 марта – еще в 25 странах, в числе которых Австралия, Канада, Франция, Германия, Мексика и Великобритания. Япония на этот раз в список не вошла в связи со страшным землетрясением и цунами.

Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 30. iPad. Фото.

Как и в случае с другими устройствами iOS, вскоре после выхода на рынок iPad противники закрытости экосистемы Apple выпустили для него «джейлбрейк», который позволяет запускать на планшете приложения, не одобренные Apple. После установки джейлбрейка пользователи получают возможность устанавливать на свой гаджет программы, недоступные в App Store. Помогает им в этом альтернативный магазин Cydia, являющийся своеобразной «пиратской бухтой» для пользователей iOS. Apple утверждает, что в результате джейлбрейкинга аннулируется заводская гарантия на устройства, несмотря на то, что в США данная процедура не является незаконной.

Реакция СМИ и общественности на появление нового устройства была смешанной. Пожалуй, только преданные поклонники Apple были на 100% уверены в том, что iPad ждет неминуемый успех. Остальные либо выступали с осторожной критикой, либо вовсе разносили устройство в пух и прах, называя его разжиревшей фоторамкой или iPhone на стероидах. Тем не менее, достаточно было взглянуть на громадные очереди, которые начали образовываться перед магазинами Apple Store за несколько дней до старта продаж устройства, чтобы понять, что планшет будет сметаться с прилавков с бешеными темпами.

Старший технологический аналитик газеты Wall Street Journal Уолт Моссберг (Walt Mossberg) в своей статье отметил, что не стоит заострять большого внимания на аппаратном обеспечении iPad, поскольку наибольшую ценность будут составлять программные продукты, которые будут предлагать разработчики. В целом его впечатления от новинки были крайне позитивными. Среди главных плюсов устройства Моссберг отметил доступную цену для гаджета с такими возможностями, а также отличную производительность батареи. Другие издания, в числе которых PC Advisor и The Sydney Morning Herald, заключили, что iPad имеет все шансы стать сильным конкурентом для стремительно распространявшихся в то время нетбуков, большинство из которых работало на Microsoft Windows. Кроме того, базовая цена в 499 долларов оказалась значительно ниже, чем та, которую ожидали увидеть аналитики с Уолл-Стрит и конкуренты Apple.

Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 30. iPad. Фото.

После поступления iPad в продажу, как и следовало ожидать, прессу захлестнула волна многочисленных экспертных обзоров. Уже упомянутый Уолт Моссберг заявил, что iPad подошел «максимально близко» к тому, чтобы стать убийцей ноутбука. Дэвид Пог (David Pogue) из The New York Times написал двойной обзор: первая часть была написана с позиций так называемых гиков, а вторая – с позиции простых пользователей. В первой части он заключает, что ноутбук предлагает больше функций по более скромной цене в сравнении с iPad. Что касается рядовых пользователей, то он отметил, что устройство может прийтись им по душе, если они поймут, для чего оно им нужно. Журналист издания PC Magazine Тим Гидеон (Tim Gideon) заключает, что перед нами «настоящий победитель», который «несомненно, является движущейся силой в формировании облика рынка планшетных компьютеров». Майкл Аррингтон (Michael Arrington) из TechCrunch отметил, что «iPad превзошел даже самые оптимистичные прогнозы. Он является новой категорией устройства и для многих людей сможет заменить ноутбук». Среди основных минусов планшета отмечали отсутствие камер для видеовызова, а также ограниченные возможности в области обмена файлами и печати документов. По мнению многих аналитиков, процесс синхронизации с компьютером через iTunes и специальный кабель является самым раздражающим аспектом использования iPad.

Средства массовой информации также похвалили большое количество приложений, доступных для iPad. В то же время они раскритиковали закрытую экосистему Apple и отметили, что вскоре iPad неминуемо столкнется с серьезной конкуренцией со стороны планшетов на базе операционной системы Google Android. В то же время планшетная операционная система Android 3.0 Honeycomb сама себе не является продуктом с открытым исходным кодом и не предлагает такой широкий выбор приложений, который доступен в App Store. Некоторые журналисты раскритиковали iPad за то, что его практически невозможно читать при ярком солнечном свете, в то время как другие похвалили его за возможность хранить в памяти огромное количество книг. Еще один повод для критики iPad – это отсутствие поддержки Adobe Flash. Хотя Apple утверждает, что это позволяет значительно сэкономить расход энергии батареи, многие журналисты, в том числе британская газета Telegraph, заявляют, что неспособность iPad обрабатывать Flash-контент «сильно раздражает».

Хотя в первую очередь iPad позиционируется как продукт для простых людей, его активно взял на вооружение и бизнес. Некоторые компании пользуются планшетом для самых разных целей. Например, при помощи этого устройства медицинские работники готовят результаты обследования, чтобы в понятной и наглядной форме продемонстрировать их пациентам, а в некоторых кафе официанты принимают заказы с помощью своего iPad, чтобы потом по беспроводной связи перебрасывать их на iPad повара. В соответствии с результатами исследования компании Frost & Sullivan, использование iPad на предприятиях в среднем приводит к большому увеличению производительности труда, снижению объемов бумажной работы и как следствие – увеличению прибыли.

Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 30. iPad. Фото.

Не отстает от бизнеса и сектор образования. iPad имеет несколько полезных видов применения в классных комнатах и считается ценным инструментом для домашнего образования. Вскоре после выхода iPad на рынок начали поступать сообщения, что 81% самых продаваемых в сервисе iBookstore книг приходились на детскую продукцию. iPad также был признан революционным инструментом, который способен помочь детям, страдающим аутизмом, научиться более легко общаться и взаимодействовать с окружающими.

Кроме того, в марте 2011 года Федеральное управление авиации США одобрило использование iPad в кабинах пилотов нескольких авиалиний в целях снижения объемов использования бумаги. Alaska Airlines стала первой авиакомпанией, отказавшейся от использования бумажных инструкций пилотов в пользу iPad. Кстати, вес планшета составляет 0,68 кг, в то время как печатное руководство весит без малого 11 кг. Таким образом, внедрение iPad также поспособствовало профилактике травм поясниц и мышц членов экипажей воздушных судов.

Компьютеры Apple от альфы до омеги

Часть 1. Apple I
Часть 2. Apple II
Часть 3. Apple II Plus
Часть 4. Apple III
Часть 5. Apple IIe
Часть 6. Lisa
Часть 7. Macintosh
Часть 8. Apple IIc
Часть 9. Apple IIGS
Часть 10. Macintosh SE и Macinosh II
Часть 11. Macintosh Portable
Часть 12. Macintosh IIfx, Classic, LС и IIsi
Часть 13. Macintosh Quadra 700 и 900
Часть 14. Macintosh PowerBook
Часть 15. Macintosh Centris
Часть 16. Newton MessagePad
Часть 17. Macintosh TV
Часть 18. Power Mac
Часть 19. eMate 300
Часть 20. 20th Anniversary Macintosh
Часть 21. iMac
Часть 22. iBook
Часть 23. Xserve
Часть 24. eMac
Часть 25. Mac mini
Часть 26. MacBook Pro
Часть 27. MacBook
Часть 28. Mac Pro
Часть 29. MacBook Air
Часть 30. iPad