Джош Линкнер: Почему Apple богаче США?

Apple богаче одной из ведущих мировых экономик

Удивительный и интересный факт: в настоящее время у Apple больше свободных средств, чем у Правительства Соединенных Штатов. На прошлой неделе Financial Post сообщила о том, что операционный баланс США составляет примерно $73,8 млрд. Тем временем техногигант из Купертино располагает $75,9 млрд свободных денег. Как такое вообще стало возможным? Только вдумайтесь, одна, пусть даже и очень крупная технокомпания располагает более существенным денежным запасом, чем крупнейшая в мире экономика в целом. Основанной в год Двухсотлетия США компании удалось опередить свою страну по показателю свободных денежных средств. Вопрос о том, как компании удалось стать настолько успешной, заслуживает самого внимательного и вдумчивого рассмотрения. Apple удалось стать не только самой большой «копилкой», но и символом инноваций, великолепного дизайна и центром особой технологической культуры.

Яблочный пирог в честь Apple
Стиву Джобсу (Steve Jobs) и его несравненной команде удалось создать не просто очередную финансово успешную компанию, успех которой строится только на экономических показателях. Техногигант из Купертино в определенной мере является одним из символов высокотехнологической эпохи, феноменом, изучением которого занимаются специалисты в самых разных областях знаний, живой легендой науки и техники. Apple существует сразу в трех измерениях: в прошлом, которое уже стало предметом истории; в настоящем, в котором компания остается неизменной любимой темой для обсуждения в технологической среде и в будущем, от которого пользователи и эксперты ожидают новых решений, способных изменить технооблик планеты.

Успех Apple не сиюминутен и не основывается на преходящей актуальности дня сегодняшнего. Компания стремится сделать свои продукты и сервисы интересными в долговременной перспективе. Итогом этого нестандартного подхода стал узнаваемый всеми брэнд и сформированное вокруг него культурное поле. Отсюда и успех на экономическом поприще: на сегодняшний день совокупная стоимость акций Apple самая высокая среди всех технологических компаний Земного Шара. Известный эксперт и обозреватель Джош Линкнер (Josh Linkner) полагает, что другим компаниям есть чему поучиться у Apple. По его мнению, техногигант из Купертино преподает всему миру пять основных уроков, которые Джош Линкнер постарался тезисно изложить.

Уроки Купертино по Джошу Линкнеру

Урок первый. Респектабельная мудрость вместо мелочной экономии
В Apple не тратят драгоценные усилия персонала на поиск максимально дешевых компонентов, закупка которых привела бы к копеечному увеличению рентабельности. Вместо этого, вся команда Apple сосредоточена на достижении главной цели компании, изменении самого облика мира высоких технологий.

Трудно сказать, можно ли данную особенность считать уроком. Дело в том, что спрос на бюджетную продукцию постоянен и стабилен и кто-то должен этот спрос удовлетворять. Apple этим не занимается, значит, это направление достается другим компаниям. Техногигант из Купертино идет по другому пути, пути флагмана, который задает новые направления, которыми будет руководствоваться индустрия на протяжении ближайших лет. И у Apple превосходно получается опережать соперников в премиальном сегменте, где потребители готовы платить дороже.

Урок второй. Стереотипы мешают движению вперед
Страх неизвестности заставляет компании просчитывать все риски, которые сулит новое направление. С одной стороны, разумная осторожность необходима, с другой, она не позволяет потенциалу компании реализоваться до конца. Определенные привычки и стереотипы создают барьеры, которые трудно преодолеть даже самым самоуверенным оптимистом. Чтобы создать первый массовый персональный компьютер, необходимо было поверить, что за персоналками будущее. Чтобы создать iPod следовало быть убежденным в немалых перспективах MP3-формата, который в свое время мало кем принимался всерьез.

Все это сделала Apple, компания, которая умеет обращать вызовы времени себе на пользу. На каждом очередном этапе, когда казалось, что техногигант из Купертино окончательно сойдет с высокотехнологической сцены или займет на ней определенную скромную нишу, компании удавалось показать миру нечто такое, что заставляло общественность вновь с глубоким энтузиазмом обращать свои взоры в сторону в сторону продуктов с яблочным логотипом. Яблочный Корабль вновь и вновь поднимался на тех самых волнах, которые раз за разом грозили его потопить.

Урок третий. На пике инноваций
Культура Apple объединяет людей, склонных к новаторству. Мак-сообщество состоит большей частью из мечтателей и созидателей. Своим постоянным движением вперед Apple полностью отвечает чаяниям этих людей, формируя вокруг себя не просто сообщество пользователей, но и особую философию творцов и новаторов.

Новые решения Apple появляются немного ранее, чем их сумеет оценить широкая аудитория. Они дают представление о том, что же ожидает нас завтра, в ближайшем будущем. Мысль об универсальном компактном устройстве, позволяющем комфортно гулять по просторам Интернета, читать, слушать музыку и смотреть фильмы, витала в воздухе до появления iPad. Таким образом почва планшетам была подготовлена и Apple не замедлила воплотить в жизнь мечту миллионов пользователей.

Урок четвертый. Особое внимание к дизайну
Инженеры Apple знают, что дизайн не менее важен, чем функциональность. Поэтому их продукты в большей степени произведения искусства, нежели просто устройства. В Apple думают не только и не столько о том, что устройство может делать, сколько о том, что испытывает работающий с изделием компании пользователь. Слитые воедино функциональность, эстетика и удобство заставляют потребителей переплачивать за продукты Apple.

Урок пятый. Страстное увлечение на первом месте
В Apple не гонятся за деньгами, а осуществляют грандиозный замысел, поэтому создают такие продукты и сервисы, которые по вкусу им самим и которыми они сами желают пользоваться. Они чутко прислушиваются к тому, как новые продукты будут восприняты пользователями и думают об их комфорте, а не о доходности акций. Деньги же являются результатом труда, а не основной его целью.

Джош Линкнер полагает, что даже не миллиарды денежных запасов составляют основное богатство Apple. Главный капитал техногиганта из Купертино — созданная им инновационная культура, поддерживающая постоянный успех и меняющая облик технологий.

Обзор Джоша Линкнера хотя и весьма интересен, но слишком уж романтичен. В завершение следует напомнить читателю, что экспертами уже разбирался вопрос о том, почему Apple делает большие запасы свободных средств и оказалось, что компания получает благодаря подобной стратегии вполне ощутимые и практические преимущества в конкурентной борьбе. Если совсем вкратце: тугой «кошелек» позволяет Apple получать первоочередный доступ к новейшим комплектующим по максимально выгодным ценам, а порой и на эксклюзивных условиях. Увлеченность персонала Apple своей работой и творческий гений инженеров компании ни в коей мере не мешает ее руководству заботиться о вещах материальных.

Источник: Joshlinkner.com, Fastcompany.com, Financialpost.com, Flickr.com/photos/lenore-m/