Кастомные IEM — предпоследний шаг к аудиофилии

Внутриканальные наушники-вставки, сделанные по слепкам ушей владельца (они же кастомы, customs, custom IEM) — последние годы являются признанной многими вершиной в персональном аудио. Действительно, за немалые деньги вы получаете штучный товар, сделанный с учетом именно ваших музыкальных вкусов и именно вашей анатомии. Решив досконально разобраться в вопросе кастомов, я отправился в гости в Киевскую лабораторию Ambient Acoustics, специалисты которой и поделились множеством полезной информации.

0 Main

В тихом и уютном уголке Киева, недалеко от интернациональной площади размещается лаборатория индивидуальной акустики Ambient Acoustics, которую основали два профессионала своего дела: инженер-акустик Вадим Глазков и профессионал ортопластики Владимир Тимощук. Изначально они занимались индивидуальным слухопротезированием, но в 2009 году в руки Вадима попали наушники от Phonak Audeo, и разобрав их, он решил применить свои знания и умения на ниве создания наушников. Тем более что подобные технологии уже были отработаны многими известными компаниями типа JH, Ultimate Ears и Westone. Практически само пришло и название: Ambient Acoustics, то есть звук, окружающий со всех сторон, полностью погружающий в себя, максимально детальный и комфортный.
1 Talks

Благодаря профессиональному подходу, за относительно недолгое время работы, услугами Ambient Acoustics воспользовалось много известных людей, так или иначе работающих со звуком. Некоторые (но далеко не все) отзывы можно почитать тут.

Отдельно стоит отметить, что в странах СНГ практически никто не занимается разработкой IEM «с нуля», обычно максимум что предлагают другие компании — это создание индивидуальных насадок и кастомизация готовых наушников по слепкам. Давайте разберемся подробней, что это значит.

Виды кастомизации

Важное замечание: перед заказом индивидуальных наушников, желательно обратиться к ЛОР-врачу для диагностики ваших ушей, особенно если вы страдаете инфекциями в ушах, обильным выделением серы или другими заболеваниями слуха.

2 Drivers

Основой всей кастомизации являются слепки: ваши уши заполняются специальным быстрозатвердивающим материалом, который принимает форму вашей ушной раковины и слухового канала. Процедура абсолютно безболезненна и занимает 5-10 минут. Можно проделать это прямо в стенах лаборатории, а можно обратиться к местному специалисту по слухопротезированию, он и сделает слепки, которые нужны для создания уникального продукта. Очень детально и подробно все написано на сайте лаборатории.

Теперь можно непосредственно перейти к различным изделиям на основе слепков.

Не совсем относящееся к наушникам, но тоже достойное упоминания изделие — беруши, сделанные по отпечаткам ваших ушей. Удобное в ношении решение, отличающееся высочайшим комфортом, надежностью посадки и звукоизоляцией.

3 Listening

В целом, всю кастомизацию, относящуюся к наушникам, можно разделить на три условных группы. Самая «простая» — индивидуальные насадки для наушников и bluetooth гарнитур. Фактически, по слепку вашего ушного канала изготавливается насадка на существующие наушники, и вы получаете более удобную посадку и лучшую звукоизоляцию. Насадки эти могут изготавливаться из акрила (более долговечные, но требуют привыкания) или из силикона (не такие долговечные, но часто удобней в ношении). Это отличный выбор в том случае, если у вас есть наушники, которые нравятся вам по звуку, но вы хотите добиться от них большего.

В случае, если у вас есть любимые наушники, сделанные по технологии сбалансированного якоря (что это такое я писал в одном из предыдущих обзоров), которые со временем пришли в негодность в связи с поломкой корпуса или провода (главное, чтобы излучатели были целы), вы можете отдать их на кастомизацию. В ходе этого они будут окончательно доломаны, извлеченные из них излучатели проверены на работоспособность и АЧХ, и после этого они будут помещены в корпус, сделанный по отпечатку ваших ушей. Естественно, можно подвергнуть кастомизации и не поломанные наушники, если вы хотите добиться от них большего. В первую очередь, кастомизация улучшает посадку в ухо и звукоизоляцию для наушников (а это уже немало). Кроме этого, в лаборатории Ambient Acoustics могут подкорректировать звук наушников в желаемую сторону (естественно, в определенных пределах).

Ну и наконец, вершина всего — кастомные внутриушные мониторы, то, что чаще всего и подразумевают под «кастомами». Это продукт, создающийся в акустической лаборатории с нуля: специалисты рассчитывают все факторы, влияющие на звук и создают наушники, максимально подходящие как под форму ваших ушей, так и под ваше восприятие звука.

Влияние на звук

Какие же факторы влияют на звук? Их не так мало, и обычно в ход идут все. Я немного утрирую объяснение, чтобы не вдаваться в разные подробности, поэтому изложение будет слегка упрощено. В первую очередь, это собственно подбор излучателей. Их количество, производитель, модель и так далее. Во-вторых, их акустическое оформление: то есть расположение в камерах внутри наушников. Будут ли они все в одной камере, или в разных, будет один общий звуковод, или же несколько отдельных, будут звуковые камеры открытыми или закрытыми… В-третьих, можно использовать так называемые фильтры (или акустические сопротивления) — грубо говоря, пробки из специального материала, который неравномерно пропускает звук разной частоты. В-четвертых, многое зависит от конструкции кроссовера. Это специальный фильтр, разделяющий сигнал на «составные части» и определяющий, какая часть звукового спектра будет воспроизводиться каждым конкретным излучателем.

Как видите, параметров очень немало, и как оценить полученный результат — вопрос неоднозначный. Сейчас я расскажу как этот вопрос решается в лаборатории Ambient Acoustics.

4 Impressioning

Макет уха

В AA путем расчетов и метода проб и ошибок разработали звуковую камеру, полностью моделирующую человеческое ухо с точки зрения акустики. Именно с помощью этого хитроумного прибора они и контролируют результат. С одной стороны находится микрофон, с другой — вставляется наушник. Дальше уже — дело техники, точнее специализированного программного обеспечения, которое и снимает АЧХ. С помощью такого сложного прибора и контролируются все звукоизлучающие изделия Ambient Acoustics.

Модельный ряд

Модельный ряд компании фактически состоит из 7 наименований и весь представлен на этой странице https://ambient-acoustics.com.ua/produkciya/ambient-in-ear-monitori/ (курс на момент выхода статьи составляет примерно 8 грн. за 1 доллар, младшая модель обойдется покупателю в 250 долларов, старшая — в 525, о ценах я еще скажу ниже).

В общем, Ambient мониторы бывают одно-, двух-, трех- и четырехдрайверными. Начиная с двухдрайверной модели, все мониторы выпускаются двух модификаций: обычная и pro. Навязанные нам стереотипы убеждают в том, что все, имеющее приставку «pro» отличается в лучшую сторону от того, что приставки этой не имеет. В данном случае это является заблуждением и запутывающим фактором. И обычная и pro модели одинаково пытаются преподнести слушателю максимум музыки и звука. Разница же состоит в подаче музыкального материала и вытекающем из этого позиционировании. Модели с префиксом pro сделаны с акцентом на максимально ровное звучание, их АЧХ близка к ровной линии. Это дает максимально мониторный звук, и соответственно интересной эта модель будет в первую очередь профессионалам, работающим со звуком. Модель без индекса имеет немного приподнятый бас, и за счет этого композиции становятся более живыми и драйвовыми. Особенно «не pro» модели подойдут меломанам, которым интересна музыка и эффект вовлеченности, а не ровность АЧХ и равномерность звучания. Я, кстати, надеюсь в AA таки согласятся что надо и «не pro» модели дать какое-то имя, чтоб их можно было как-то удобно называть.

Что касается количества драйверов, то тут все тоже достаточно интересно. Побывав в гостях в лаборатории, я прослушал все возможные варианты и, на мой слух, в целом все достаточно закономерно. Самая базовая однодрайверная модель это уже неплохой выбор для тех, кому нравится арматурный звук, но как это часто бывает — у одноарматурных наушников просто не хватает динамического диапазона и из-за этого звук кажется немного зажатым.

Двухдрайверная модель уже это исправляет. Басам все еще не достает контроля и текстуры, но в остальном звук уже хорош.

Трехдрайверная модель убирает и этот недостаток, в целом уже весьма самодостаточна и звучит близко к идеалу, если бы не одно «но» 🙂

5 Impressions

В четырехдрайверной модели Ambient Acoustics сильнее раскрыли звучание инфрабасовой составляющей и это ощутимо преображает звучание. Тут забавный парадокс, пока не слышишь звучание AM4, кажется, что AM3 — идеальны, что требовать большего от мониторов просто невозможно. А потом слушаешь AM4, и понимаешь, что они раскрывают нечто невообразимо новое. Причем, если бы меня попросили объяснить разницу в звучании «троек» и «четверок» словами, то я бы, пожалуй, и не справился, потому что сформулировать это по-моему нереально. Хотя может и найдутся обладатели золотых ушей, или просто умельцы гнать пургу, и расскажут про текстуру мид-баса и атаку верхней середины, но я не возьмусь. Посоветую только послушать самому и определиться со звучанием, которое подойдет именно вам. Могу посоветовать на всякий случай приготовится расстаться с максимальной суммой. Возможно, вам по звуку хватит и модели с двумя-тремя излучателями, в таком случае вы сэкономите деньги. Но куда хуже будет, если послушав, вы захотите модель старше, а денег на нее не хватит. А ведь кастомы — это вещь, которая делается очень надолго, и поэтому лучше чтобы они нравились.

Кстати, о цене. На первый взгляд она может показаться пугающей, но на самом деле цены Ambient Acoustics заметно ниже, чем у подавляющего большинства производителей «с мировым именем», хотя звук при этом более чем конкурентный.

Я лично для себя выбрал AM4 (не pro), которые на днях уже приехали ко мне, и думаю, что не прогадал. Но конкретные детали про наушники вместе с тестами и всем прочим я оставлю для следующей статьи.