Мониторные наушники Fischer Audio FA-003

После интервью с Алексеем Долгушиным, рассказавшим нам, как делаются наушники в компании Fischer Audio, я не мог обойти вниманием их топовую накладную модель FA-003, выполненную в формфакторе закрытых накладных наушников. Особенно ценно в этой модели то, что FA-003 с легкостью превращаются в открытый вариант (аналог FA-002), полуоткрытый и даже HiFi вариант с деревянными чашками (FA-002W).

Мониторные наушники Fischer Audio FA-003. Наушники. Фото.

Наушники

У многих читателей может возникнуть вопрос, что это за «открытость» такая в описаниях наушников? Эта их характеристика называется тип акустического оформления, и разделяет наушники на три основных категории: открытые, полуоткрытые (или полузакрытые, в зависимости от ваших философских взглядов) и закрытые.

Открытыми наушники называются в том случае, если они не изолируют окружающие звуки. Обычно это достигается за счет отверстий в задней стенке чашки. Такие наушники мало пригодны для использования вне дома: или вам будут мешать окружающие шумы, или вы будете своей музыкой мешать окружающим, но зато такие наушники обеспечивают более натуральное и прозрачное звучание и более широкую «сцену» (под сценой у наушников обычно понимают способность ощущать на слух расстояние до инструментов и их позиционирование). Чаще всего в открытых наушниках хорошо проработан ВЧ диапазон, хотя бывают исключения. Так же считается, что открытые наушники не создают давления на внутреннее ухо.

Закрытые наушники в свою очередь стараются максимально изолировать вас от окружающего мира, позволяя не мешать окружающим и максимально сосредоточиться на музыке. Обычно у закрытых наушников хорошо получаются мощные НЧ. Часто закрытые наушники критичны к изоляции и требуют плотного охвата ушных раковин амбушюрами (при плохом прилегании ухудшается качество басов). Из-за этого закрытые наушники обычно делают с более мощным оголовьем, обеспечивающим сильный прижим. Так же в некоторых моделях закрытых наушников часто перегреваются уши, что может привести к дискомфорту, ведь уши являются своеобразным радиатором человеческого организма, а хорошей вентиляции в закрытых наушниках быть не может по определению. Отчасти это все пытаются компенсировать при разработке наушников, как это удается разработчикам — как раз и посмотрим на примере FA-003.

Полуоткрытые наушники лежат посредине между этими двумя типами и пытаются привнести лучшее из двух миров. Конструктивно чаще всего они выполняются как открытые наушники, но с плотной прокладкой-демпфером внутри.

Технические характеристики

  • Частотный диапазон: 10.5 Гц — 26500 Гц
  • Чувствительность: 105 дБ
  • Импеданс: 64 Ω
  • Максимальная входная мощность: 120 мВт
  • Длина кабеля: 3 м
  • Джек: 3,5 мм, переходник в комплекте

Упаковка и комплект поставки

К упаковке в Fischer Audio подошли нестандартно, видимо с целью сбережения матери-природы, наушники поставляются без картонной коробки, сразу в матерчатом чехле с ручкой для переноски. Из украшений на чехле присутствует белый логотип компании и приклеенная сбоку бумажка со списком ТТХ наушников. Чехол закрывается на двойную змейку, расстегнув которую мы получаем доступ к содержимому. Внутри, помимо наушников находится длинный отсоединяемый кабель, переходник на 6 мм джек, пара запасных велюровых амбушюр (ура!) и стильные вкладыши с инструкцией, напечатанные на коричневом картоне.

Чехол обладает определенной жесткостью, наушники фиксируются внутри поролоновым ложементом — в общем, носить их можно в нем не опасаясь за сохранность. Любые неэкстремальные нагрузки они переживут.

В целом, оформление не броско стильное, очень похоже на европейские тренды последних лет.

Дизайн и удобство ношения

Мне достались наушники в обновленном дизайне, которые сейчас и доступны в продаже. Первое, что бросается в глаза — общая надежность конструкции. Ничего не скрипит, не люфтит, все подогнано и надежно, что вдвойне удивительно с учетом того, что наушники весьма хорошо разбираются. Но пройдемся по порядку.

Оголовье — металлическое, обтянутое кожзаменителем с нанесенным логотипом Fischer Audio сверху. Для регулировки выдвигаются стальные пластины, которые благодаря нанесенным насечкам двигаются с заметными щелчками, фиксируясь в нужном положении. Запас по выдвиганию у них большой, поэтому натянуть FA-003 можно даже на очень большую голову. Вилки, фиксирующие чашки, сделаны из толстого пластика с покрытием soft-touch. Пластик достаточно толстый, поэтому сломать его можно только стараясь специально.

Непосредственно чашки имеют овальную форму, боковины выполнены из черного пластика с приятным бархатистым soft-touch покрытием. Тыльная сторона чашек в свою очередь приятно холодит руки металлическими вставками с легчайшим бронзовым отливом. Вообще, металл для этой части подобран необычайно: в зависимости от освещения он переливается разными оттенками серебристого и золотистого цветов, а вертикальная текстура «под металл» добавляет шарма. Тонкими белыми линиями на «спинки» нанесено название модели и логотип Master Series — топовой серии наушников в модельном ряду FA.

Амбушюры, с которыми наушники предстают глазам слушателя, выглядят комфортно: очень толстые, из очень мягкого кожзаменителя, легко принимающие нужную форму и обеспечивающие необходимую звукоизоляцию. На практике, они подтверждают эту видимость, ношение невероятно удобно, несмотря на заметную прижимную силу оголовья (помните описание особенностей закрытых наушников выше?). Помимо кожзаменителя, в комплекте есть пара велюровых амбушюр, так сказать «летний» вариант. В них меньше нагреваются уши, но на мой вкус они дают небольшую смазанность НЧ диапазона.

В данной модели Fischer Audio решили использовать раздвоенный кабель, идущий снизу к обеим чашкам. Скорее всего это сделано с целью упростить модификации кабеля энтузиастами и сделать его более долговечным (идущий в оголовье кабель при выходе из строя заменить довольно сложно). Комплектный 3-метровый кабель выполнен качественно: прямой, достаточно толстый, чтобы избежать разрывов, но при этом мягкий для удобства использования. Используются стандартные 3,5 мм штекеры, как для подключения к источнику звука, так и для соединения с чашками. Это позволяет с легкостью заменить кабель в случае поломки.

Комфорт ношения данной модели достигает запредельного для закрытых наушников уровня. Благодаря балансу мягкости амбушюр и прижимной силы оголовья, носить их можно по несколько часов кряду без малейших проблем.

В целом, и за дизайн и за комфорт — пять с плюсом, разработчики подумали даже про тактильные ощущения, а это о многом говорит.

Про фильтр

В некоторых моделях наушников Fischer Audio применяет очень интересный ход. Наушники оснащаются специальным фирменным фильтром APE-02S, предназначенным для коррекции фазочастотных характеристик звукового сигнала. В целом, этот фильтр делает более звучными и легкими верхние частоты. Наушники с ним обладают более высоким импедансом и требуют усилителя для полноценной работы. У меня наушники в варианте без фильтра (по-моему, все наушники FA-серии, продающиеся сейчас в России, уже оснащены им), но после небольших исследований я понял конструкцию фильтра, и благодаря неоценимой помощи знакомого сумел его собрать в виде внешнего блока. Фильтр этот интересно выводит вперед диапазон верхних частот, добавляя в записи больше воздуха. Замечательно это звучит в записях классики, инструментальной музыки, new age, джаза, классического рока.

Про модификации

Одним из самых больших плюсов FA-003 является легкость их модификации. Купив закрытые наушники вы можете с легкостью переделать их в открытые, купив модифицированные крышки (фактически превратить их в FA-002). Также возможна модификация в полузакрытую модель, для этого вам понадобится еще и набор кожаных демпферов. Кроме этого, если вы хотите добиться максимального от этих наушников, вы можете оснастить их деревянными чашками, которые выполнены по фирменной технологии «амфитеатра» и предлагаются в широком ассортименте сортов дерева. Если вы не хотите модифицировать наушники самостоятельно — можете купить модификацию с уже установленными чашками.

Для простоты модификации наушники сделаны максимально разбирающимися: чашки без проблем вынимаются из удерживающих вилок. После этого, для полной разборки достаточно поворотом снять амбушюры и развинтив 4 винтика полностью разобрать корпус, получая доступ к внутренностям. В целом, я думаю, что это сделано специально для энтузиастов модификации, поскольку большинство операций, которые можно проделать с наушниками, максимально упрощены. Замена кабеля не требует разбора чашек вообще, достаточно просто спаять кабель с нужными разъемами. Все эксперименты по демпфированию так же несложны, поскольку разбираются наушники просто. Более того, Fischer Audio даже предлагают запасные детали. Чем не рай для DIY-ров?

Лично я пока, к сожалению, еще не опробовал все эти модификации (хотя и собираюсь, замена кабеля уже в процессе), поэтому буду писать про звук оригинальных не модифицированных FA-003.

Звук

Для прослушивания наушников в разных вариациях использовалось следующее оборудование.

  • MacBook Pro early 2011 с Decibel в роли плеера
  • Fiio E17 в качестве усилителя и ЦАП
  • Bravo V3 в качестве усилителя
  • Electric Avenues PA2V2 в качестве усилителя
  • Наушники Superlux 668b для сравнения

Для начала отмечу, что я удивлен FA-003, причем удивлен несколько раз. Во-первых, получить такую классную проработку ВЧ в закрытой модели, что их даже можно спутать с открытой — это о многом говорит. Середина и верх у этих наушников очень прозрачные, легкие, четко различимые и детальные. Всякие флейты и духовые неимоверно хороши, полны отзвуков и деталей. Во-вторых, удивляет баланс комфорта ношения и звукоизоляции. Звукоизоляция очень хороша, это позволяет щадить уши, слушая музыку достаточно негромко. В-третьих, очень интересен тональный баланс. Наушники не дают окрашивания звука, звучание ровное, но при этом они не «разваливают» звучание на составляющие, как это делают чаще всего мониторные наушники, убивая саму музыку, наоборот — их звучание очень музыкально и приятно. В-четвертых, удивляет огромная устойчивость к перегрузкам. С хорошим усилителем они звучат не хуже настольных динамиков, но при этом полностью сохраняется тональный баланс, наушники не срываются с хрип.

И это все, не говоря уже про отличные низкие частоты, которые ожидаемо хороши: четко контролируемый бас, сочный, текстурный. Те же виолончели полностью звучат как натуральный инструмент, с объемом, формой корпуса и струнами.

Наушники очень неприхотливы в плане выбора музыки, и подойдут практически для любых жанров и стилей.

Короче, расписывать достоинства FA-003 можно долго, но пожалуй, просто скажу, что они входят в 20-ку лучших наушников на Head-Fi (на момент написания статьи — 15 место), а это о многом говорит. Перейду, пожалуй, лучше к примерам.

Metallica — Loverman

Интересный парадокс, при всей моей любви к Нику Кейву, я практически не воспринимаю этот трек в его исполнении, он звучит как-то по клоунски-разухабисто, что не идет на пользу треку (особенно на припеве). И совершенно другое дело — кавер-версия Metallica. Мрачные, сочащиеся басом куплеты, вокал, абсолютно лишенный иронии… Резкий удар и переход на припев, буря эмоций, и моментальный переход обратно к размеренным куплетам. Отдельно хочется отметить работу Ульриха на припевах: его фирменный неровный стиль отлично подчеркивает «резкость» припевов. Отлично это все удается передать FA-003, звучание их очень вовлекающее, что делает прослушивание особенно приятным.

Metallica — Helpless

Обратите внимание на 7-секундное вступление в начале, в котором кто-то мычит мелодию. Оно негромкое и многие наушники просто «пропускают» его, кажется, что песня начинается с нескольких секунд тишины. Вообще, хороший трек для тестов благодаря его плотной «набивке» инструментами: скоростные ударные, отличный басовый риф, много тарелок, вокал. Фактически заполнены все частоты. FA-003 отлично справляются с задачей, не допуская смешивания всего в одну равномерно звучащую кучу. А как сочно звучит короткое басовое соло в районе 2:20! Еще один интересный момент — 2:55, басовая гитара немного выделяется из общего фона и звучит объемно, далеко не все системы способны адекватно это отыграть.

При первом же прослушивании становится понятно, что этот трек оправдывает свое название: для записи партии ударных Джон Бонем одновременно использовал 4 барабанных палочки, держа их по две в каждой руке. На хорошей акустике (например, FA-003) можно четко различить эти «спаренные» удары, придающие окраску ритм-секции. Так же хорошо наушникам от Fischer удается передать вокал Планта: он полон интонаций и тонких нюансов.

The Beatles — A Day in the Life

Журнал Rolling Stone поместил эту песню на вершину списка «100 лучших песен Beatles», опубликованного в 2011 году, я думаю это заслуженно. Песня невероятно интересна и имеет массу нюансов. Ее текст изначально писался в виде двух отдельных частей, Ленноном и Маккартни, причем вторая часть помещена в середину первой. Таким образом сначала идут строки Леннона, потом 8 строк Маккартни, и снова текст Леннона. Переходы между частями оформлены в виде оркестрового крещендо, в записи которого принимал участие оркестр из 41 человека. И завершает всю композицию мощнейший аккорд, длящийся 42 секунды. На записи его брали в 10 рук на 4 разных инструментах. Вот именно эти два хода: крещендо и финальный аккорд позволяют показать FA-003 во всей красе. Ощущение затухания на этом самом аккорде дает просто невероятное погружение в музыку, кажется, что он еще звучит даже после 42 секунды, настолько объемно он передается.

Clash — London Calling

Песня, названная в честь позывных радиошоу, популярного в США в годы Второй мировой прочно вошла в зал славы рок-музыки. Плотно сбитые басовая партия и гитарные соло, многоголосый вокал, цепляющая мелодия, сделали эту песню легендарным хитом, интересно звучащим даже сейчас. Наушники справляются с ним опять на отлично, отыгрывая все тонкие нюансы, которым эта песня просто наполнена. Чего стоит только соло-партия в начале второй минуты.

Erroll Garner — Misty

Знаменитая композиция, ставшая можно сказать стандартом для джаза. Необычная беглая манера игры исполнителя завораживает, кажется, что музыка доносится со всех сторон, что играет несколько фортепиано, хотя на самом деле это — одни исполнитель. Богато проработанный ВЧ диапазон FA-003 позволяет открыть эту песню заново.

Совместимость

В модификации без фильтра APE-02S, с обычными плеерами типа iPod-а FA-003 играют, можно даже признать что приемлемо, но все же тональный баланс оказывается смещенным в сторону ВЧ, теряется детальность баса, он становится не текстурным и более вялым. С плеером HiSound Audio RoCoo-P ситуация заметно выравнивается. В целом, вариация без фильтра обладает достаточной чувствительностью для использования со слабыми источниками, хотя усилитель все же показан.

HE модификации, оснащенные фильтром, обладают импедансом порядка 200 ом, и поэтому их использование без усилителя является весьма проблематичным: звук теряет детали, становится сухим, безжизненным и зачастую слабым.

Выводы

При цене чуть менее 5000 рублей эти наушники являются великолепной покупкой для тех, кто ищет наушники для стационарного использования. Отличный звук сочетается в них со стильным внешним видом, приемлемой ценой и невероятным удобством в ношении. Большим плюсом является так же закрытое исполнение с великолепной звукоизоляцией. Кроме того, если по каким-то причинам вам надоест звук FA-003 «по умолчанию», вам открыта масса путей для их модификации и улучшения, позволяющих ощутимо изменить звучание. Приобрести эти наушники можно в России прямо в официальном интернет-магазине Fischer Audio: базовая модификация, аксессуары для моддинга, модели с деревянными чашками. Жители Украины могут воспользоваться услугами Украинского представительства компании.

Кстати, мы рады сообщить, что у нас на форуме открылся раздел, посвященный музыке и всему с ней связанному, там можно обсудить все интересные вопросы по этой теме.

Обзор наушников для iPhone